Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
В.В. Маяковский
Цель своего творчества Владимир Маяковский видел в попытке достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Это удалось ему сполна. Он услышан! Не вдруг, не сразу, через тернистый жизненный путь зажглась его звезда, сияющая и по сей день.
Его современники и люди, живущие сейчас, читают его стихи и поэмы, размышляют, спорят, дают взаимоисключающие трактовки того, что хотел сказать Маяковский. Но все, без сомнения, сходятся в одном: Маяковский – это явление в российской литературе.
«А что он стал преданием раньше смерти, этого не надо доказывать: столько споров, столько шума вокруг имени не было ни у кого из поэтов при жизни. А после смерти? И после смерти он продолжал возмущать умы», − писал в своих воспоминаниях Николай Николаевич Асеев − поэт, друг Маяковского. (Асеев Н. Зачем и кому нужна поэзия, М. 1961).
Из его воспоминаний, а также воспоминаний В.Б. Шкловского, А.В. Луначарского, М.М. Черемных и многих других мы узнаем важные «частности» творческого пути поэта. Немало проникновенных строк посвятили Маяковскому и поэтессы Серебряного века − А.А. Ахматова и М.И. Цветаева:
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет…
…И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
А.А. Ахматова. Маяковский в 1913 году
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!
М.И. Цветаева
Сегодня нам отрадно знать, что не только творческое наследие Маяковского, но и рукописи его современников, – все эти драгоценные материалы хранятся в РГАЛИ.
* * *
Фонд поэта под № 336 − «Маяковский Владимир Владимирович» был образован в 1941 году на базе документов Государственного литературного музея и в июле−августе 1941 года. Документы только начавшего свое формирование архива – тогда еще Центрального государственного литературного архива – направились в эвакуацию в Саратов, затем в Барнаул. Весь этот трудный путь вместе с материалами ЦГЛА проделал и фонд Владимира Маяковского, научное описание которого началось только во второй половине 1940-х годов. Эта работа под руководством начальника отдела комплектования и учета архива, а впоследствии заместителя директора ЦГЛА (ЦГАЛИ) Ю.А. Красовского продолжалась несколько лет. Одновременно шло пополнение фонда; к нему присоединялись автографы поэта и материалы, касающиеся его личности, но ранее хранившиеся в собраниях других фондообразователей − А. Крученых, А. Чичерина, Н. Проскурина, А. Ахматовой, Е. Кацмана, Н. Харджиева и др. Однако в 1950−1960-е годы часть документов, связанных с именами В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, Ф.Ф. Раскольникова и ряда др. находились под грифом «секретно». Также поступали документы и из организаций: Союзфото, Ленинской библиотеки, областного архива НКВД и пр.
Сегодня в составе фонда, который пополнялся вплоть до 1983 года, насчитывается 1556 ед.хр., и немалую их часть (описи 1-4) составляют плакаты – известные «Окна РОСТА», выпускавшиеся в 1919–1921 годах Российским телеграфным агентством, а в 1922 гг. Главполитпросветом. В их выпуске Владимир Маяковский принимал самое деятельное участие: как автор большинства лозунгов и рисунков. В описях 5−8 хранятся материалы к биографии, рукописи, переписка В.В. Маяковского и изобразительные материалы. В опись 9 вошли документы, поступившие в архив в 1954−1983 годах: письма Д.Д. Бурлюка, К.И. Чуковского и др., а также вырезки из газет с публикациями стихотворений В.В. Маяковского.
В 1955 году по инициативе Главного архивного управления МВД СССР совместно с Музеем В.В. Маяковского и Гослитмузеем ЦГАЛИ начал работу над аннотированным каталогом документальных материалов, отражающих жизнь и творчество В.В. Маяковского. Первые два тома вышли в 1964−1965 годах. В 2013 году книга «Описание документальных материалов В.В. Маяковского, находящихся в государственных хранилищах» была переиздана.
Владимир Маяковский неоднократно становился героем публикаций в известных сборниках ЦГАЛИ/РГАЛИ «Встречи с прошлым». Так, в выпуске № 1 за 1972 год появилась публикация В.П. Нечаевой «В.В. Маяковский на диспуте “Вопросы пола и брака в жизни и в литературе”»; в 1984 году в № 5 вышла публикация И.И. Аброскиной «Камерный театр ставит Маяковского... Пролог Н.Н. Асеева “Товарищи зрители” к спектаклю “Клоп”»; № 7 за 1990 год содержал публикацию того же автора «Современники свидетельствуют. (Воспоминания о В.В. Маяковском)», а в следующем выпуске № 8 (1996 год) появилась еще одна ее публикация − «В.В. Маяковский в переписке современников».
Масштабным стал выставочный проект РГАЛИ к 125-летию со дня рождения поэта, развернутый в 2018 году в собственном выставочном зале архива. Активное участие в его осуществлении принял также Государственный музей В.В. Маяковского. Сегодня материалы прежней экспозиции можно увидеть на нашем сайте в разделе «Выставочная деятельность РГАЛИ».
Н.В. Андреева, начальник отдела