В истории Британии содержится немало всяких таинственных и мистических загадок, недаром эту страну называют туманным Альбионом.
Сохранилась одна интересная история о портрете маленькой девочки, созданном известным английским живописцем Джошуа Рейнольдсом в конце XVIII века. Портрет и трогательный образ крохи-натурщицы, которой не стало вскоре после появления этой работы, обрели невиданную популярность во времена королевы Виктории. Более того, благодаря этой картине во второй половине XIX века появился другой портрет такой же маленькой девочки, вышедший из-под кисти художника Джона Милле – эта работа побила все рекорды популярности.
Пенелопа – крошечная натурщица
Эта история началась в имении Эшбурн, расположенном в графстве Дербишир, где обитал сэр Брук Бутби – баронет, который страстно увлекался искусством, был писателем и переводчиком. Вскоре он женится на Сюзанне Бристоу и у них в 1785 году появляется дочь, которую супруги называют Пенелопой.
Когда девочке исполнилось 3 года, родитель, души не чаявший в ребёнке, решил заказать известному художнику Джошуа Рейнольдсу портрет своей дочери.
Знавший хорошо детскую психологию живописец создал чудный портрет девочки всего за несколько сеансов. Картина, получившая название «Чепчик», неожиданно стала популярной, быть может оттого, что раньше таких работ никто не создавал.
Вскоре ужасный удар судьбы обрушивается на супругов – их ненаглядная дочь, проболев всего месяц, неожиданно скончалась от неизвестного заболевания, предположительно инфекционного происхождения.
По заказу Брука Бутби на месте захоронения девочки был установлен великолепный надгробный памятник из дорогостоящего мрамора, а живописец Иоганн Генрих Фюссли по просьбе баронета создаёт картину «Апофеоз Пенелопы Бутби».
Как дальше развивались события
Похоронив дочь, безутешные родители не смогли сохранить свои супружеские отношения, и дела у баронета Бутби после потери дочери и жены стали совсем плохи – его постигла участь разорения.
В XIX веке картину «Чепчик» ожидало второе рождение – с приходом к власти королевы Виктории в английском обществе стали уделять особое внимание семейным ценностям и моральным идеалам, которые внедрялись правительницей. На волне таких перемен трогательный образ девочки в старомодном одеянии стал для англичан символизировать ушедшую эпоху, согревать их души тёплыми волнами ностальгии.
И тут на авансцену выходит знаменитый английский художник Джон Эверетт Милле – вдохновлённый портретом девочки в чепчике, он создаёт свой вариант этой картины. В связи с этим сохранилась забавная карикатура художника Макса Бирба, на которой он решил подшутить над тем как Милле умел прочувствовать то, что нужно публике в конкретный момент.
«Спелая вишня» - любимая картина всей страны
Основатель Братства прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, строго придерживался концепции этого направления в английской живописи. Именно ему пожелали заказать портрет своей дочери Эди Рамадж родители четырёхлетней девочки, которая в 1879 году на детском бале-маскараде присутствовала в одеянии Пенелопы Бутби, вызвав умиление и восхищение у окружающих взрослых и детей.
Художник, мастерски создавший портрет, получил солидный гонорар. Картина, которую назвали «Спелая вишня», обрела невиданную популярность среди многих кругов британского общества. Чуть ли не в каждом доме можно было встретить на стене репродукции этой работы, образ девочки в чепчике использовали для украшения упаковок различной продукции и т.д.
Для девочек в продаже появилась кукла, похожая на героиню этой картины. Кстати, художник Милле сколотил неплохое состояние, рисую по многочисленным заказам родителей их дочерей в ставшем очень популярным старинном наряде.
Можно, конечно, согласиться с теми, кто утверждает, что причина популярности маленькой Пенелопы, символизировавшей канувшую в лету эпоху романтизма в Британии, кроется в консерватизме англичан, любящих ностальгировать. Однако от этого загадочный туман, обволакивающий со всех сторон эту страну, не станет менее таинственным и прозрачным.