Задание 1. Вспомним основные сведения по теме.
Орфография (От греч. orthos — правильный, прямой, grapho — пишу) — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов в письменной речи. И в котором определяются единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек).
Орфограмма – это место в слове, где при письме нужно выбирать букву с опорой на правило. Это буквы или определённые места в письменной речи, находящиеся в слабой позиции.
В текстах много орфограмм. Они могут находиться в разных частях (морфемах) слова и в разных частях речи.
И для каждой в русском языке есть своё правило!
Все орфографические правила объединяются в группы по разным общим свойствам.
Задание 2. Рассмотрим следующую группу орфографических правил, которые изучаются в школьной программе:
"Чередующиеся гласные буквы в корне слова".
Рассмотри Таблицы 1 и 2 "Чередующиеся гласные буквы в корне слова".
Как видишь, это тоже очень большая группа орфографических правил, которые изучаются в школьной программе. Но слова с такими орфограммами встречаются в текстах реже.
Задание 3. Работа в тетради. Напиши число, тему.
Проведём практическую работу, в которой ты потренируешься находить и узнавать орфограммы на чередование гласных в корнях заданных слов и определять орфографические правила.
Упражнение 1.
Задание:
1)Прочитать словосочетания, выписать слова с чередованием гласных в корне слова (без вспомогательных слов), сгруппировав их согласно условиям выбора.
2) Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, где это требуется.
Заг...раться на небе, яркая з...ря, соб...рать урожай, вым...кнуть под дождём, зап...рать дверь, зар...сти травой, к...снуться стены, обск...кать соперника, хороший пл...вец, подск...чил от испуга, сг...реть на работе, скл...нять голову, тв...рение мастера, решить ур...внение, бл...стательный ответ, уберу на столе, неожидан...ое возг...рание, солидный возр...ст, выск...чка, з...рница, лёгкое к...сание, отр...сль производства, пл...ванье на матраце, маленькая пром...кашка, бе...крайняя р...внина, сосл...гательное накл...нение, разбросан...ая утв...рь, безотл...гательный от...езд, жук–пл..вунец, з...ри на реке, непром...каемый плащ, неожидан...ое оз...рение, подр...вняться в строю, подр...овнять листы, пр...тв...рять в жизнь, красивое р...стение, р...стовщик, ск...чок в сторону, неожиданное соч...тание, уг...релый, вым...кнуть под дождём, м...кать в мёд, обм...кнуть перо в тушь , з...ря встаёт, хороший загар, бл...стать знаниями, ср...стись крепко, зар...внять поверхность, вск...кивать с места, низко кл...няться, откл...ниваться друзьям, уб...рать комн...ту, отп...реть замок, разж...гать костёр, выч...тать число, бл...стеть звезде, ум...рать от болезни, заст...лить постель, ст...реть с доски, предложение руки, божия тварь.
/Основа текста упражнения взята на сайте 4ege/.
Пример выполнения:
1. Загора’ться, возгора’ние, сгоре’ть, угоре’лый, зага’р; склоня’ть, наклоне’ние, кла’няться, откла’ниваться; творе’ние, у’тварь (искл.), , претворя’ть, тва’рь (зависит от ударения: под ударением А, без ударения О).
Задание 7. Проверь правильность выполнения задания.
1. Загора’ться, возгора’ние, сгоре’ть, угоре’лый, зага’р; склоня’ть, наклоне’ние, кла’няться, откла’ниваться; творе’ние, у’тварь (искл.), , претворя’ть, тва’рь (зависит от ударения: под ударением А, без ударения О).
2. Зарни’ца, зо’ри, озаре’ние, заря’, (зависит от ударения: под ударением О, без ударения А).
3. Собирать, уберу, убирать; запирать, отпереть; блистательный, блистать, блестеть звезде; сочетание (искл.), вычитать; разжигать; умирать; застелить; стереть (зависит от суффикса А после корня: если после корня есть суффикс А, в корне пишется И).
4. Коснуться, касание; сослагательное, безотлагательный, предложение (зависит от суффикса А после корня: если после корня есть суффикс А, в корне пишется А).
5) Вымокнуть, промокашка (искл.), непромокаемый, макать, обмакнуть (зависит от смыслового значения: перед К пишется О в значении "впитывать жидкость", А пишется в значении "погружаться в жидкость").
6) Уравнение, равнина (искл.), подравняться (искл.), подровнять, заровнять (зависит от смыслового значения: А пишется в значении "равный", О пишется в значении "ровный").
Зарасти, возраст, растение, ростовщик (искл.), отрасль (искл.), срастись (зависит от последующих букв: А пишется перед СТ и Щ).
7. Обскакать, подскочил, выскочка, скачок (искл.), вскакивать (зависит от последующих букв: если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква А, перед ч и под ударением – О.).
8. Пловец (искл.), плаванье, жук–плавунец (особый корень. Пишется А во всех словах.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
Ребята, обязательно анализируйте свои действия после каждой Темы. Это благополучно "уложит" Ваши познания в Вашем сознании!
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори все правила по изученной теме.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.