Адрес, с которым связано многое. Тут квартировались заводы "Мостремасс" и "Мосштамп", "Красная звезда". Главные в СССР после НЭП производители безопасных бритв и лезвий к ним...
Дом 32 был построен в 1901 - 1902 годах для мебельщика Левиссона. Четвёртый этаж надстроен в 1924 году. Однако, сам дом никакого отношения к нашим заветным увлечениям не имеет. Нас интересует то, что за фасадом, строения во дворе.
Вот краткая история этих построек с ресурса "Прогулки по Москве".
В феврале 1903 года главный дом усадьбы был реконструирован по проекту того же Эрихсона, появились мебельные мастерские. В подвале разместили лакировочную и склад готовой мебели. Тогда же дом был соединен подземным переходом с магазинами дома по Большой Дмитровке. В августе 1903 r во дворе домовладения была построена кладовая для лесоматериалов. Фабрика была готова.
После известных событий 1917 года детище Левиссона досталось большевикам и оказалось в ведении МСНХ, Московского совета народного хозяйства, смотрящего за всем производимым в Москве, что не из железа и чугуна.
МСНХ определил фабрику в свой трест "Мосдрев", наделив её именем Шмидта, видимо, "лейтенанта", и присвоив ей № 3.
Тем временем в СССР завершалось время Новой экономической политики, НЭП. Какие-то производства исчезали, какие-то выкупались государством по пустяковым ценам. Знакомая нам фабрика Русско-Германского товарищества "Сведен Шилет (РГТ)" в результате досталась тресту МСНХ "Галантерейщик", шёл 1930 год.
В том же 1930 "Галантерейщика" вдруг не стало. На его место заступил новоиспечённый трест "Мостремасс", ему и досталось производство лезвий и бритв РГТ на Лесной улице, 11.
В том же году, накануне празднования 13-й годовщины октябрьского переворота, в газете "Вечерняя Москва" появилась примечательная статья антибуржуйской направленности.
До москвичей довели, что 12-я фабрика бритв Мостремасс переезжает поближе к Кремлю, на Большую Дмитровку, 32. Куда съехала фабрика Шмидта, не понятно.
Прошло полтора года, пришёл черёд и МСНХ.
Так возник трест "Мосштамп", а вместе с ним и завод № 3 имени 13-й годовщины Октября.
В 1934 году Наркомат лёгкой промышленности упразднили, завод № 3 вместе с трестом "Мосштамп" оказались под крылом нового Наркомата местной промышленности. Ни холодно, ни жарко. А вот в 1937 году произошло нечто. Праздновали столетие убийства Пушкина. Большую Дмитровку вдруг ни с того, ни с сего переименовали в Пушкинскую улицу.
Пушкин на Большой Дмитровке был однажды, где именно, история умалчивает. Известно лишь то, что он тогда крупно проигрался в карты. Непогашенный долг выплачивали наследники.
Заводчане ещё не успели как следует запомнить новый адрес, как трест "Мосштамп" вместе с заводом № 3 вдруг тоже был ликвидирован.
Спустя какое-то, до сих пор не определённое, время, завод получил название "Красная звезда (КЗ)". Новый адрес по Пушкинской улице в надписях на бритвенных футлярах на КЗ указывали исправно.
Однако, было два исключения, в конце 1945 - начале 1946 годов.
Со времён мебельной фабрики Левиссона в здании на Пушкинской, 32 ничего не менялось, даже сотрясаемые вибрацией станков деревянные перекрытия.
О запущенном состоянии заводского хозяйства свидетельствуют архивные документы КЗ.
Проблемы были отмечены и "Вечерней Москвой" в статье "Контроль на глазок", вышедшей 23 мая 1953 года.
Наконец-то, начиная с лета 1955 года, на КЗ началась серьёзная реконструкция, производство бритвенных станков перевели на специально созданный на базе Завода металлоизделий № 1 Завод аппаратов безопасных бритв в Большом Дровяном переулке, 9 на Таганке.
Реконструкция длилась без малого четыре года, вплоть до 1960. К этому времени отменили ГОСТы, использование латуни для производства станков запретили. На КЗ началась эпоха пластмассы и литья под давлением, человеческий фактор утрачивал влияние на качество продукта. И это правильно, в смысле прогресса в экономической гонке за Америкой.
Судя по описи документов Центрального муниципального архива Москвы, КЗ просуществовал вплоть до 1976 года. Моя коллекция остановлена на 1965. Для полноты картины кому-то суждено заполнить 11-летний пробел.
В 1993 году Пушкинской улице вернули историческое имя, бывшие помещения КЗ теперь занимает бизнес центр "На Большой Дмитровке".
Использованные архивные документы и бесценная информация о доме № 32 собраны и любезно предоставлены Антоном (Бритва.ру).