После того как город смог договориться с Военным ведомством и избавился от сдерживающего его оборонительного вального кольца, была разработана новая железнодорожная сеть (на самом деле она появилась уже в конце XIX века, но мешали люди в погонах), реализация которой началась ещё до Первой мировой войны, но по понятным причинам оказалась заморожена до лучших времён. Согласно новому плану Кёнигсберг отказывался от использования старых тупиковых Восточного и Южного вокзалов, Лицентский (Пиллауский) вокзал переставал быть пассажирским, частные «курортные» вокзалы снесли. В Кёнигсберге возвели два новых вокзала (Южный-главный и Северный), которые дополнили: промежуточные вокзалы (станции), железнодорожный двухъярусный мост и тоннель под Ганзаплац. В таком виде железнодорожную сеть получил и продолжает использовать Калининград. Рассмотрим её отдельные элементы.
ДВУХЪЯРУСНЫЙ МОСТ РАЙХСБАНБРЮКЕ (Reichsbahnbrücke).
Проект нового моста через Прегель представили ещё в 1910 году, сразу после заключения соглашения с Военным ведомством о сносе оборонительных сооружений. Строительство началось в 1914 году, но из-за начавшейся войны было заморожено, работы завершили в 1926 году.
Конструкция являлась уникальной и выполняла сразу несколько задач. Во-первых, связала северную и южную часть железнодорожного полотна новой дороги. Во-вторых, по мосту могли одновременно проезжать как поезда, так и автомобильный транспорт. В-третьих, он разводился для прохода судов по Прегелю.
Исходя из этих вводных и было принято решение делать мост двухъярусным: снизу – для автомобилей, сверху – для железнодорожного транспорта. Его снабдили поворотным в горизонтальной плоскости механизмом с электродвигателями, который за 2 минуты 15 секунд разворачивал на 90 градусов среднюю часть моста, установленную на мощнейшем цоколе с подошвой под водой.
Незадолго до конца войны инженерное чудо было взорвано немецкими войсками, сложнейший механизм вращения оказался полностью разрушен. В 1949 году мост восстановили, но поворотный механизм заменили на подъемный (как у старого железнодорожного), после чего его средняя часть поднималась вверх между двумя башнями. В 2007 году мост внесли в реестр объектов культурного наследия муниципального значения.
В настоящее время он признан аварийным и вместо него поблизости запущено строительство дублёра. Изначально шли разговоры о том, чтобы сохранить старую конструкцию, которую даже назвали «произведением клёпаного искусства, памятником таланту и труду отечественной инженерии, образцом стальной эстетики». Однако в июле 2023 года областное правительство сообщило, что мост всё же будет «частично убран».
ВОКЗАЛ ХОЛЛЕНДЕРБАУМ (BahnhofHolländerbaum).
Вокзал Холлендербаум располагался рядом (севернее) с Райхcбанским (двухъярусным) мостом на северном берегу Прегеля. Название получено по располагавшемуся здесь многие века назад «голландскому бревну» - шлагбаум, с помощью которого в Средневековом городе перекрывали вход по реке Прегель.
Он был сквозным: с юга к нему шли составы с Главного (Северного) вокзала, а севернее они расходились на Пиллау (совр. Балтийск) и Лабиау (Полесск).
Строение представляло собой один двухэтажный корпус из кирпича с двумя боковыми ризалитами, каждый из которых опирается на четыре колонны. Его венчала крутая черепичная крыша, завершением которой была башенка с часами.
Рядом с корпусом располагалась пристройка со служебными помещениями и рестораном. В большой кассовый зал высотой в два этажа можно было попасть через три двери, расположенные по центру здания. Здесь также располагались зал ожидания и выдачи багажа.
Чтобы попасть к перронам необходимо было пройти через турникеты, вдоль тоннеля и подняться к двум платформам, каждая из которых имела выход к двум путям.
В 1950-ых годах вокзал превратился в административное здание. Высокую крышу упростили, удалив башню с часами. Кассовый зал разделили на две части. Центральный вход пропал, теперь он осуществляется через пристроенное справа здание.
Историческое строение располагается по адресу: Гвардейский проспект, 30. Сегодня его занимает Калининградская областная таможня.
СЕВЕРНЫЙ ВОКЗАЛ (Nordbahnhof).
Северный вокзал был построен в 1929 году в новом центре Кёнигсберга, на площади Ганзаринг (совр. площадь Победы), в том месте, где ранее стояли «курортные» Кранцевский и Замландский вокзалы. Как известно, железная дорога по Балтийскому побережью являлась частной, поэтому, когда по плану реформы должен был появиться новый единый вокзал на месте двух старых, администрация Кёнигсберга предложила учредителям Замландской и Кранцевской железных дорог стать его спонсорами и совладельцами. После того как вокзал был построен, его сдавали в аренду Райхсбану (императорская железная дорога).
Отныне с Северного вокзала путешественники могли попасть не только в курортные Кранц (совр. Зеленоградск) и Раушен (Светлогорск), но также в Лабиау (Полесск) и Тильзит (Советск).
Четырёхэтажное прямоугольное здание вокзала с плоской крышей было спроектировано архитекторами и строительными советниками Шэффом и Штальманом. Монументальный фасад с квадратными колоннами во всю высоту стал архитектурной доминантой западной части Ганзейской площади.
Если присмотреться, то для галереи прямоугольных окон, расположенных по бокам от центральной ниши, использован приём, так полюбившийся архитекторам, работавшим в период великой экономической депрессии: окна нижних этажей выше и шире, нежели верхние – так, не тратя лишних средств, можно было добиться ощущения большей высоты, нежели есть на самом деле.
Среднюю часть здания занимал огромный вокзальный зал с вестибюлем, билетными кассами, багажным отделением и залом ожидания. В юго-восточном блоке на первом этаже располагались бюро путешествий и магазины, выше – офисы.
С северо-западной стороны к основному корпусу пристроено трёхэтажное здание, в котором размещалась вокзальная гостиница и зал ожидания клиентов 2-го класса. Двухэтажный блок справа – почтамт. Платформы располагались с обратной стороны лицевого фасада, севернее.
В 1912 году были демонтированы Штайндаммские ворота – самые красивые старые городские ворота Кёнигсберга. Во время строительства Северного вокзала, от места их расположения и до нового здания, под Ганзейской площадью, вырыли туннель, рельсы проложили в низине бывшего фортификационного рва, они уходили на юг, в сторону Нового Главного (Южного) вокзала.
Во время уличных боёв апреля 1945 года зданию Северного вокзала был нанесён существенный урон. Любопытно, что во время восстановительных работ, которые длились с 1958 по 1961 годы, вокзал получил вид менее прагматичный: вместо плоской крыши появилась крутая, над портиком построили карниз.
С 1964 года возобновилось движение поездов в сторону побережья. Для этого за массивным корпусом построили небольшое новое строение с кассами и залом ожидания. Платформы разместились на двух уровнях, с нижней пролегает путь до Южного вокзала, через описанный выше подземный тоннель.
Как ни странно, но восстановленное здание более не использовалось в качестве вокзала. Теперь оно стало Межрейсовым домом моряков. С 1998 года пространство бывшего немецкого вокзала занял так называемый Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду множеству разных компаний.
Продолжение следует …
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»)
P.S.: Подборка статей «Железная дорога Восточной Пруссии и вокзалы Кёнигсберга»:
- История железной дороги Восточной Пруссии. Вводная часть.
- Вокзалы Кёнигсберга (ч.1/3): Бывший главный, не тот «южный», «курортные» вокзалы и прогулка на «кляйбане» за знаменитым пивом в Лабиау.
- Вокзалы Кёнигсберга (ч.2/3): Северный и у «Голландского бревна», уникальный Райхсбрюке или Двухъярусный мост.
- Вокзалы Кёнигсберга (ч.3/3): Новый Главный Кёнигсберга или Южный вокзал Калининграда, Императорская площадь и любопытная скульптура.
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.