Найти в Дзене

СМАРТ-планирование.

Оглавление

Описание. Практический опыт. Советы.

Что такое СМАРТ планирование.

Любые поставленные сотрудникам задачи должны быть понятными, конкретными и достижимыми. Это касается не только повседневной организации работы, но и стратегического планирования развития компании. Для более эффективной постановки и контроля исполнения задач многие руководители используют SMART-планирование.

СМАРТ планирование SMART план
СМАРТ планирование SMART план

SMART-планирование – это системный способ постановки целей и задач. Его особенность заключается в том, что поставленные сотрудникам задачи в обязательном порядке должны соответствовать требованиям самой концепции, а именно быть:

Specific — конкретными;
Measurable — измеримыми;
Achievable — достижимыми;
Relevant — значимыми;
Time bound — ограниченными по времени исполнения.

Описание критериев СМАРТ-планирования.


Specific (конкретные). Это означает, что поставленные цели и задачи должны быть сформулированы буквально и должны пониматься одинаково всеми участниками команды. Здесь важно описать конкретный результат, который должен быть достигнут.

Конкретные цели СМАРТ
Конкретные цели СМАРТ

Measurable (измеримые). В данном случае нужно отталкиваться от того, что любой результат должен поддаваться оценке. В противном случае поставленная задача будет являться формальностью.

Измеримые цели СМАРТ
Измеримые цели СМАРТ

Achievable (достижимые). Речь идёт об оценке адекватности поставленной задачи в рамках установленных ресурсов.

Достижимые цели СМАРТ
Достижимые цели СМАРТ

Relevant (значимые). Поставленные цели должны соответствовать глобальным (стратегическим) проектам компании. Не стоит тратить время на нерелевантные задачи. Обычно цели и задачи для достижения глобальных результатов ставятся на основании текущего анализа компании, рынка, условий внешней среды и обсуждаются всеми заинтересованными сотрудниками.

Значимость задач СМАРТ
Значимость задач СМАРТ

Time bound (ограниченными по времени). Ответственный исполнитель задачи должен уметь оценивать реальные временные рамки исполнения задачи. В противном случае, реализация может затянуться на неопределенное время и повлиять на исполнение процессов всех участников проекта. Обычно сроки исполнения задач по СМАРТ ограничиваются 3-12 месяцами.

Ограниченные сроками задачи СМАРТ
Ограниченные сроками задачи СМАРТ

Как применять СМАРТ планирование на практике.

Смарт план
Смарт план

Смарт-планирование не имеет строго установленных правил реализации. Каждая компания так и или иначе сама выбирает удобный для неё способ постановки задач и организации контроля их исполнения.

Подпишитесь на наш канал в телеграмм, чтобы быть в курсе всех событий https://t.me/kommersantu

Универсальная схема планирования включает в себя следующие этапы:

1) Проведение анализа рынка, конкурентов, показателей компании, доли рынка, её сильных и слабых сторон.
Данная информация является необходимой для объективной и всесторонней оценки текущего положения компании на рынке.

2) Презентация ТОП-менеджерам компании текущего положения компании на рынке и постановка стратегических целей.
К стратегическим целям развития можно отнести увеличение годовой выручки, выход на новые рынки сбыта, расширение товарного ассортимента. Стратегические цели компании должны также соответствовать ряду критериев СМАРТ, в том числе быть достижимыми даже в долгосрочной перспективе.

3) Проведение мозгового штурма с участием ТОП-менеджеров и руководителей подразделений.
На данном этапе очень хорошо себя зарекомендовало проведение SWOT-анализа, на котором сотрудники могут озвучить своё мнение по поводу сильных и слабых сторон компании на рынке, а также нереализованных возможностей и надвигающихся угроз, мешающим развитию. Самое главное на данном этапе – создать атмосферу доверия между отделами и сотрудниками. Нежелание поделиться мнением о работе своих коллег может негативно отразиться на работе всего проекта.

4) Выделение тактически важных целей, необходимых для достижения стратегических планов развития.
Руководитель компании, выслушав мнения руководителей отделов, принимает решение о реализации наиболее важных задач, необходимых для достижения стратегических целей, назначает ответственных за их реализацию.

5) Ответственные за исполнение поставленных задач сотрудники готовят план реализации своих проектов, оценивают затраты и сроки исполнения для дальнейшего согласования.
Поставленная задача должна иметь собственный план реализации, включать реальные сроки исполнения всех этапов.

6) Руководитель компании составляет финальный СМАРТ-план с указанием целей, задач, исполнителей, точек контроля сроков исполнения, а также утверждает ключевые показатели эффективности и мотивационную составляющую для всех участников проекта.

7) СМАРТ-план размещается в удобной для работы всеми сотрудниками программе с указанием необходимой информации и комментариями по каждой точке контроля. В данном случае можно использовать даже электронные таблицы популярных офисных программ.

Какие реальные преимущества у СМАРТ планирования.


1) Командная работа в едином информационном поле.
Правильный подход к СМАРТ – планированию позволяет объединить вокруг общей цели компании все подразделения и отдели. Это отличная возможность командной работы с многочисленными преимуществами.

2) Совместная оценка положения.
Каждый сотрудник во время обсуждения может поделиться своим мнением и выслушать точку зрения своих коллег по поводу развития не только компании, но и своего направления.

3) Прозрачность.
СМАРТ-планирование позволяет показать степень участия в достижении результатов и активность всех участников проекта.

4) Простота и лёгкость применения.
Применение данного метода не требует применения специальных навыков.

5) Организация системной работы.
СМАРТ позволяет фокусироваться на выборе приоритетности исполнения задач, а также помогает кооперироваться с другими участниками.

Важные рекомендации по СМАРТ-планированию.


1) Исполнитель задачи должен быть всегда один.
Помощь в реализации проекта может потребоваться от разных сотрудников, но отвечать за исполнение задачи всегда должен кто-то единолично

2) Должна быть гибкость в реализации.
Бизнес постоянно меняется в зависимости от различных факторов. Задачи и сроки по СМАРТ могут не только сдвигаться, но и вовсе отменяться в зависимости от новых обстоятельств. Например, в компании может быть сокращен бюджет или значительно задерживаются сроки поставки оборудования из-за рубежа. В данном случае план должен быть скорректирован с учётом интересов всех участников.

3) Должна быть возможность постановки новых задач.
Во время реализации того или иного проекта могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые требуют реализации новых задач. В данном случае план также должен быть скорректирован с учётом интереса всех участников.

4) Сотрудники должны быть замотивированы.
Для эффективности выполнения проекта имеет смысл устанавливать ключевые показатели эффективности выполнения задач.

Надеемся, что благодаря данной статье вы без труда сможете реализовать даже самые масштабные проекты, создав безупречную систему постановки и контроля задач по методу SMART.