Найти в Дзене
Катехон

Неизвестные угрозы

Оглавление

Сотрудники института RAND исследовали возможности ответа США на скрытую агрессию.

В 2023 году американская корпорация RAND выпустила исследовательский отчет «Могут ли Соединенные Штаты сдерживать угрозы неизвестного происхождения?».

Авторы отчета попытались ответить на вопрос: «Как государства могут сдерживать угрозу национальной безопасности, если сложно определить был ли случай нападения, или агрессор скрывает свою роль в произошедших событиях?».

В качестве аналитиков были привлечены экономисты, политологи и программисты.

Отчет представляет собой предварительный, исследовательский анализ, в котором рассматривается эффективность традиционных концепций сдерживания и подавления в контексте трех примеров угроз неизвестного источника.

К примерам таких угроз исследователи относят:

  • Гаванский синдром;
  • Взлом компании SolarWinds;
  • связь Коммунистической партии Китая с организованными преступными синдикатами по всему миру.

Во всех трех случаях правительство США не может определить:

  • Идентификацию злоумышленника (атрибуция);
  • Связь атакующего с государством-заказчиком(спонсорство);
  • Цель атаки и намерения заказчика (мотивация).

История RAND Corporation

Отметим, что RAND является некоммерческим аналитическим центром, который был создан в 1948 году на базе сотрудничества ВВС США и компании Douglas Aircraft (занималась производством самолетов, ракет и спутников). Изначально организация изучала проблемы в области военно-технических и стратегических проблем, связанных с национальной безопасностью США.

Но сегодня RAND вышла за пределы военной сферы. Она также проводит разработки НИОКР в таких областях, как экономика, образование, экология, здравоохранение, право и. т. д.

Текущий доход института RAND составляет около 350 млн. долларов. Главным спонсором до сих пор остаются государственные учреждения США. Однако часть финансирования поступает за счет правительств, агентств и министерств других стран, международных организаций, колледжей и университетов, фондов, профессиональных ассоциаций, других некоммерческих организаций и промышленности.

RAND имеет свои представительства в Великобритании, Бельгии и Австралии.

Достижения RAND используются правительством США в развитии системного анализа, космической программы, программного обеспечения, искусственного интеллекта и Интернета.

Американская стратегия сдерживания и реагирования

В основе американской стратегии реагирования на внешние и внутренние угрозы лежит направление усилий на уменьшение выгод и увеличение затрат противника, связанных с агрессивными действиями, чтобы убедить его прекратить нападение и избежать нежелательных последствий.

В данный момент в США используется классическая комбинированная теория сдерживания и принуждения.

Сдерживание предполагает действия, направленные на то, чтобы отговорить или удержать противника от совершения нежелательных действий (например, концепция ядерного сдерживания).

Принуждение направлено на то, чтобы заставить противника предпринять желаемые действия. В это же определение входит прекращение агрессии военным или иным путем, если она уже началась.

Существуют следующие методы осуществления сдерживания и принуждения:

  • отрицание посредством защиты (сдерживание посредством отрицания);
  • угроза наказания;
  • запутывание;
  • нормативные табу.

Под сдерживанием посредством отрицания понимается повышение безопасности (например, кибербезопасности) или устойчивости (например, социальной стабильности населения). Кроме того, в это понятие также включается активное противодействие атакам противника (авиаудары, захваты военных грузов, создание партизанских отрядов). То есть в это определение входят те действия, которые уменьшают выгоду противника от ожидаемой атаки.

Под угрозой понимают осуществление государством карательных мер в ответ на нападение противника (например, наложение санкций). При этом угрозы могут быть как публичными, так и конфиденциальными (при личных встречах).

Под запугиванием понимают стратегию, когда защитник устанавливает такие отношения с агрессором, при которых агрессор «воздержится от атак, так как сам понесет издержки». В комплекс мер по запутыванию также входит укрепление доверия и помощь в наращивании экономического или иного потенциала, которые могут быть отменены в случае нападения.

Наконец, нормативные табу используют союзников, международные организации, организации гражданского общества для предотвращения или прекращения нежелательной агрессии противника посредством репутационных потерь и уменьшения «мягкой силы» агрессора.

Таким образом, речь идет о комплексе оборонительных и наступательных элементах силовой политики Вашингтона.

Но когда заказчик и природа агрессии неизвестны, то сдержать или нанести ответный удар практически невозможно.

Авторы исследования приходят к выводу, что нынешние государства и негосударственные субъекты могут наносить удары по инфраструктуре и населению, не прибегая к прямой конвенциональной (традиционной) войне. При чем дальнейшее развитие интернет-пространства, которое используется как непрямое оружие, только усилит угрозу в будущем.

По словам аналитиков RAND, акцент исследования сделан не на глубокое и подробное исследование проблемы, а на изучении уникальных характеристик каждого случая, который затрудняет сдерживание и противодействие государства.

О гаванском синдроме и акустическом оружии

С 2016 году около 1000 американских дипломатов и сотрудников разведслужб испытывали необъяснимую головную боль, головокружение, тошноту и даже потерю памяти.

Впервые эти случаи обнаружили на Кубе, в связи с чем они и получили название «гаванский синдром». Правительство США обвинили во всем кубинское правительство и отозвали на родину около 60% сотрудников.

Гавана вину не признала. Кубинские эксперты, прослушав запись аудиозаписи с шумами, предположили, что болезнь дипломатов вызвана звуками издаваемыми сверчками и цикадами.

Тем не менее после этого появились схожие жалобы сотрудников американских диппредставительств в Австралии, Китае, Индии, России, Сербии, Вьетнаме и на территории самих США.

Изначально американской разведывательное сообщество пришло к выводу, что данные случаи были вызваны атакой звуковым оружием и воздействием «Направленной энергии». Кроме того, исследовательский отчет по этому делу в 2020 году составили Национальные академии наук, инженерии и медицины (NASEM). В нем говорилось, что импульсная электромагнитная энергия является наиболее правдоподобным объяснением произошедшего.

В американских СМИ нарастала паника. CNN предполагало, что использовалось оружие, производящее высокочастотный звук. В газете The New York Times писали об использовании токсина и массовой истерии.

Интересно, что предполагаемым заказчиком нападения авторы исследования называют Россию. Они считают, что «проведение атаки, подобной «гаванскому синдрому», соответствует намерениям России - например, использование отслеживаемых радиоактивных ядов или попыток убийства людей в зарубежных странах, в том числе в Европе». Вспоминается такой «необычный» факт, как обстрел посольства США в СССР микроволнами.

По мнению аналитиков RAND, наличие у России таких возможностей и намерений не дает достаточных оснований для того, чтобы Соединенные Штаты публично выступили с угрозами в адрес Москвы.

Однако непубличные угрозы все же использовались. Например, в ноябре 2021 года, глава ЦРУ Уильям Бернс, находясь с визитом в Москве, предупредил о последствиях, если выяснится, что за гаванским синдромом стоят российские спецслужбы. При этом рабочая группа ЦРУ, расследующая инцидент, доказательств связи с Россией не нашла.

Однако в марте 2023 года разведывательное сообщество изменило свою оценку происходящего. Согласно новому отчету, семь разведывательных агентств, входящих в сообщество, считают маловероятным или очень маловероятным, что ответственность за «гаванский синдром» несет иностранный противник.

Директор американской разведки Эврил Хейнс поставила точку в вопросе о «гаванском синдроме». Из заявления следовало, что ни одна страна не причастна к произошедшему. А кроме того, «гаванского синдрома» скорее всего вообще не существует. Имели место «аномальные инциденты со здоровьем», которые никак между собой не связаны.

Аналитики RAND тем не менее все еще воспринимают «гаванский синдром», как атаку агрессора и предлагают следующие меры по стратегической защите:

  • Разработка и внедрение технологий и моделей поведения для обнаружения и отражения импульсной электромагнитной энергии (сдерживание посредством отрицания);
  • разработка детекторов по обнаружению химических, биологических и физических угроз (сдерживание посредством отрицания);
  • Мобилизация международного сообщества для подтверждения приверженности обеспечению безопасности дипломатов и осуждения нападений на дипломатический персонал, работающий в посольствах за рубежом (запутывание);
  • Методы нормативного табу и угроз наказанием не сработают, так как заказчик и исполнитель неизвестны.

Таким образом, история с «гаванским синдромом» изначально была сильно раздута американскими СМИ. Правительство США эффективно воспользовалось такой возможностью, чтобы еще больше укрепить в сознании американских граждан образ врага страны. Изначально это было кубинское правительство и режим Рауля Кастро. Затем переключились на СССР («Московский сигнал») и его правопреемника РФ. Можно сделать вывод, что конспирологическая истерия – это один из способов заставить американских граждан испытывать страх перед «невидимой угрозой», и этим обосновать свои геополитические интересы.

Взлом SolarWinds

SolarWinds Corporation — американская IT-компания, которая разрабатывает программное обеспечивание для управления сетями, системами и инфраструктурой. Среди клиентов компании почти весь список Fortune 500, а также значительное количество федеральных агентств.

В конце 2020 года крупные американские СМИ сообщили о масштабной хакерской атаке на американские государственные структуры. Неизвестным хакерам удалось взломать Orion — инструмент для мониторинга и управления сетями SolarWinds. Данное ПО имеет полный доступ к данным сети используемой компанией. Вирусная программа находилась в одном из обновлений, которое загрузили 18 000 клиентов в период с марта по июнь 2020 года.

Отметим, что Orion использовали:

  • Компаний из списка Fortune 500 США
  • Десять крупнейших телекоммуникационных компаний США
  • Все военные структуры США
  • Пентагон США, Государственный департамент, НАСА, АНБ, Почтовая служба, НУОА, Министерство юстиции и канцелярия президента США.
  • Пять ведущих бухгалтерских фирм США
  • Сотни университетов и колледжей по всему миру

В отличие от других кибератак, эта была необычна тем, что целью были не финансовые учреждения, а федеральные ведомства и агентства США, включая министерства обороны и юстиции, госдепартамент, а также 37 компаний оборонной промышленности.

Кроме того, атака затронула множество частных компаний — Microsoft, FireEye, Cisco и. т. д.

Отметим, что установить заказчика и исполнителя оказалось достаточно проблематично, так как «программный код был очищен от любых признаков страны происхождения, и злоумышленники переработали коммуникационные протоколы SolarWinds с серверами, имитируя синтаксис и форматы компании».

Однако вскоре правительство США заявило, что исполнителем атаки была хакерская группа «Cozy Bear», связанная со Службой внешней разведки России. РФ ответственность не признала.

«Cozy bear» - группа российских хакеров. Получила известность из-за взлома серверов демократов во время американских выборов 2016 года. В это же время разгорелась история с вмешательством России в американские выборы. Также хакеров обвиняют в краже данных о разработках вакцин от COVID-19.

СМИ сообщают, что устранение ущерба от атаки на SolarWinds, может стоить сотни миллиардов долларов.

Авторы отчета RAND, предложили следующие методы защиты:

  • Укрепление цифровых сетей и увеличение финансирования кибербезопасности государственных и частных компаний США, чтобы лишить противника уверенности в ожидаемой выгоде от кибератаки (отрицание посредством защиты).
  • Создание правительством США единых координационных группы по кибербезопасности, которые усилят межведомственное сотрудничество и координацию с частным сектором (отрицание посредством защиты).
  • Введение санкций. Несмотря на отрицание Москвой своей причастности к кибератаке, администрация Байдена ввела санкции против России. Под ограничения, в частности, попали шесть российских IT-компаний, поддерживавших, по мнению США, киберактивность российской разведки (угрозы).
  • В октябре 2021 года США и Россия совместно подписали соглашение ООН о кибернетических нормах. Соглашение подтверждает, что государства не должны взламывать критическую инфраструктуру друг друга в мирное время или укрывать киберпреступников, совершающих атаки на другие страны. Если будет доказано, что Россия нарушила соглашение, то это нанесет серьезные репутационные потери (запутывание).
  • Метод нормативных табу оказался не эффективен.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что не все в этой истории достаточно однозначно. Доказательств связи хакерской группы со спецслужбами РФ до сих пор нет. Однако Вашингтон опять умело воспользовался ситуацией и ввел санкции против российских компаний, которые вряд ли были виновниками взлома «SolarWinds». Вдобавок ко всему, американская общественность и частный сектор оказались напуганы неизвестным противником. Но была ли это Россия?

Связи правительства Китая с организованной преступностью

В июле 2019 года в Гонконге группа вооруженных людей в масках напали на сторонников демократической оппозиции, возвращавшихся с протестов, у станции метро «Юнь Лун». В результате было ранено 45 человек, 36 из них были госпитализированы. Нападавшие оказались членами китайской мафии (триады).

При этом полиция прибыла на место нападения только спустя 35 минут. Это вызвало критику демократической оппозиции, которая обвиняла сотрудников полиции в сговоре с триадами. Полиция эти обвинения отрицала.

Интересно, что аналогичные обвинения в адрес полиции звучали в 2014 году, когда начались массовые протесты за демократизацию выборов.

Официальный представитель ведомства Джон Цзе позже заявил, что первые сотрудники прибыли на станцию метро спустя семь минут, но их было двое и на них не было защитной экипировки. Они были вынуждены вызвать подкрепление, которое прибыло спустя 28 минут. Такая задержка возникла из-за большой загруженности полицейских в день протестов.

Напомним, что массовые демонстрации в Гонконге прошли в июне 2019 года. Причиной недовольства граждан стала попытка властей специального административного района принять поправки к законопроекту об экстрадиции, которые могли позволить администрации города выдавать на материк тех, кто обвиняется там в совершении различных преступлений. Основные опасения были вызваны предположениями, что новой закон коснется не только фигурантов уголовных дел, но и диссидентов, которые скрываются в городе от преследования КПК.

Согласно исследованию RAND, китайское правительство использовали филиалы организованной преступности с аналогичным эффектом на Тайване, в Австралии, и в континентальном Китае.

Исследователи RAND проанализировали меры по защите национальной безопасности:

  • США могут преследовать спонсируемые государством преступные организации. Но это даст лишь временное преимущество, так как преступники могут пополнить свои ряды в Китае.
  • Угрозы будут не эффективны, так как Китай официально не сотрудничает с преступностью
  • Запутывание не сработает, так как Китай редко идет на сотрудничество в области транснациональной полиции.
  • Нормативные табу будут не эффективны

Таким образом, правительство США и их сторонники в демократической оппозиции Гонконга вновь создают перед своей аудиторией образ врага. Сегодня США и Китай ведут открытое экономическое и политическое противостояние. И в этой борьбе Вашингтон использует все средства, в том числе и попытки вызвать недовольство китайский граждан, устроить переворот или «цветную революцию». Например, американское правительство уже было разоблачено в финансировании гонконгских протестов 2019 года. То есть история с китайской мафией – лишь еще один элемент гибридной войны Востока и Запада, который используется для оправдания агрессии.

Резюме

Исследователи из института RAND делают следующие выводы:

  • Способность Соединенных Штатов эффективно реагировать на угрозу ограничена, когда атрибуция, характер и метод угрозы неоднозначны.
  • Методы, которые может применять США, в таких условиях ограничены. Более того, это очень затратно.
  • Несмотря на привлекательность других стратегий сдерживания или наказания, отрицание посредством защиты, вероятно, будет единственным подходом, способным снизить эффективность угрозы.

То есть в итоге своего исследования аналитики RAND фактически приходят к выводу, что бороться с такими «актами агрессии» невозможно.

Но, как мы сейчас можем видеть, из трех примеров агрессии реальным является только один, а именно взлом SolarWinds. «Гаванский синдром» скорее всего был эффектом усталости и напряженной работы, а связь КПК с мафией просто выдумана, так как нет ни одного факта, который бы подтвердил эту теорию.

Настоящей же целью «невидимых угроз» является обыкновенная пропаганда, создание образа всемогущего противника, которого следует уничтожить.