Найти в Дзене

Аппараты Ленца для непрерывной перегонки нефти

Попытку противопоставить "нобелевской батарее" принципиально новую конструкцию аппарата непрерывного действия для перегонки нефти в 1885 году предпринял О. К. Ленц, бакинский инженер и промышленник, предложивший две конструкции с тонкослойным движением перегоняемой смеси.

Архивная иллюстрация 1-го непрерывнодействующего аппарата Ленца
Архивная иллюстрация 1-го непрерывнодействующего аппарата Ленца

Устройство и принцип действия 1-го аппарата Ленца были следующими:

1. Из расходного резервуара нефть поступала в железный или медный котёл, который был оборудован наклонными желобами по высоте аппарата.

2. Нефть подавалась на самый верхний желоб, по которому стекала до противоположной стенки котла и через зазор между жёлобом и стенкой попадала на нижерасположенный жёлоб и так далее.

3. Достигнув дна котла остаток перегонки нефти выводился через водяной холодильник.

4. По высоте аппарата Ленца были предусмотрены 3 отбора паров, которые аналогично нефтяному остатку выводились через водяные холодильники для получения товарных продуктов:

  • бензина;
  • керосина;
  • солярового масла.

5. Отгон паров происходил благодаря огневому нагреву котла, который был реализован посредством форсунки, которая была изобретена О.К. Лнцем в 1869 году и позволяла сжигать распыляемую нефть.

6. В аппарате Ленца появились первый механизм, который можно назвать автоматическим регулятором температуры кубового продукта, работавший по следующему принципу:

  • в нижнюю часть котла на небольшом расстоянии от его дна устанавливались два цинковых прута, один конец которых был жестко закреплен к стенке аппарата, а второй через сальник выходил с противоположной его стороны;
  • концы прутов выходящие из котла закреплялись к маховикам регулирующих вентилей: один к вентилю подачи нефти на форсунку, а второй к вентилю подачи нефти на верхний жёлоб;
  • при чрезмерном нагреве кубового продукта цинковые прутья удлинялись, поворачивая маховики вентилей и уменьшая тем самым подачу нефти на форсунку и в аппарат;
  • охлаждаясь, цинковые прутья укорачивались, увеличивая тем самым степень открытия вентилей и расход подаваемой нефти.

7. Предусматривалась возможность последовательного соединения аппаратов для того, чтобы в каждом котле происходило отпаривание и последующая конденсация одного из продуктов.

8. Стекание нефти по желобам тонкой плёнкой позволяли исключить крекинг, который неизбежно происходил а кубах периодического и непрерывного действия, а также позволял уменьшить расход топлива в 1,5 раза.

Практически одновременно с 1-ым аппаратом, описанным выше, О.К. Ленц предложил конструкцию 2-го аппарата:

Архивная иллюстрация 2-го непрерывнодействующего аппарата Ленца
Архивная иллюстрация 2-го непрерывнодействующего аппарата Ленца

Конструкция и принцип действия 2-го непрерывнодействующего аппарата Ленца были следующими:

1. Аппарат представлял собой удлиненную металлическую коробку, состоящую из двух половин соединяющихся на болтах.

2. Нижняя половина имела поперечные перегородки, одна сторона которых примыкала к стенке, вторая имела расстояние от противоположной стенки.

3. Перегородки были выставлены в разбег, создавая тем самым лабиринт, по которому происходило движение нефти.

Схема нижней половины 2-го аппарата Ленца
Схема нижней половины 2-го аппарата Ленца

4. Верхняя половина металлической коробки также имела перегородки, но без зазоров от стен, создавая тем самым полости для сбора испарившихся фракций, каждая из которых охлаждалась в отдельном водяном холодильнике и отводилась в индивидуальный продуктовый резервуар.

5. Нефть в аппарате проходила длинный извилистый путь, подвергаясь длительному равномерному, в отличие от нефтеперегонного куба, нагреву и отпариванию легкокипящих углеводородных фракций.

Бесспорно, что обе конструкции нефтеперегонного аппарата предложенные О.К. Ленцем были инновационными и могли бы изменить ход развития нефтепереработки, но не нашли отклика у нефтепереработчиков своего времени, которые сочли их чрезмерно сложными.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.