Смоленск был одним из центров Руси. В любом смысле – историческом, экономическом, военном, культурном, религиозном…
К тому же центром, располагавшимся аккурат на границе между двумя самыми успешными собирателями русских земель – Москвой и Литвой. Сами понимаете – и тем, и другим он просто намозолил глаза и испортил сон. Москвичам – потому, что они на него глаз положили, а литовцам – потому что москвичи на него явно глаз положили.
Дело дошло до того, что в 1449 году два великих князя - великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик и великий князь Московский Василий II Темный подписали специальный договор, по которому «разменялись хотелками»: Москва отказывалась «на вечные года» от Смоленска и Смоленской земли, а Литва обязалась не облизываться на Господин Великий Новгород.
Ни те, ни другие, подозреваю, друг другу не поверили – и правильно сделали. Не прошло и пятидесяти лет, и финалом русско-литовской войны 1500—1503 годов стала – правильно, осада Смоленска московским войском под предводительством сына Ивана Великого Дмитрия Жилки. Город взять не удалось, но москвичи не сильно расстроились – все равно по итогам этой войны Великое княжество Московское включило в свой состав добрую треть литовской территории.
Встревоженные поползновениями литовцы быстро создали отдельное Смоленское воеводство, но функционировало оно недолго. Москвичи оказались людьми упертыми, и заход на Смоленск вскоре повторили. Да не один раз. Тот же самый Жилка с братом Василием III во время военной кампании 1513—1514 годов трижды осаждали Смоленск.
Последнюю попытку, в 1514 году летопись описывает так:
«И пушки и пищали болшие около города уставивши, и повеле град бити со всех сторон, и приступы великиа чинити без отдуха, и огнеными пушками во град бити. … И страх велик напал на гражданы».
После массированных артобстрелов гарнизон сдался и 1 августа русское войско торжественно вступило в город. Горожане присягнули на верность «государю всея Руси Василию III». Смоленский наместник Юрий Сологуб присягать отказался, был милостиво отпущен победителями в Литву, где его тут же казнили за сдачу крепости. Литовцы попытались по горячим следам отбить город обратно, но не преуспели.
Побыв чуть более ста лет литовским городом, Смоленск почти на столетие переходит во владение вскоре образованного Русского царства.