Найти тему
Строительный мир

Из Москвы до Владивостока за 20 часов: поезда на магнитной подушке

Оглавление

В последнее время о поездах на магнитной подушке, способных разгоняться до 600 км/ч в России вспоминают все чаще. К 2025 году в Ленинградской области и вовсе намерены построить экспериментальную трассу, которая воочию продемонстрирует все преимущества данного вида транспорта; отношение к нему среди экспертов самое разное.

Инвесторам нужны гарантии

В июле 2023-го член международного управляющего комитета по магнитной левитации Сергей Смирнов в комментарии ИА «РЖД-Партнер» рассказал о плюсах маглева, подчеркнув, что себестоимость перевозок грузов на них примерно на 30% ниже в сравнении с традиционной железной дорогой. К тому же такие поезда развивают скорость значительно большую, чем составы на ВСМ. Например, расстояние от Москвы до Владивостока можно было бы преодолеть примерно за 20 часов.

© Állatka / public domain (Экспериментальная трасса для поезда Маглев на участке между Дерпеном и Латеном в Германии. Линию протяженностью 31,5 км построили в 1984-м. Максимальная скорость, которую удалось достичь составу — 501 км/ч. В данный момент дорога не эксплуатируется)
© Állatka / public domain (Экспериментальная трасса для поезда Маглев на участке между Дерпеном и Латеном в Германии. Линию протяженностью 31,5 км построили в 1984-м. Максимальная скорость, которую удалось достичь составу — 501 км/ч. В данный момент дорога не эксплуатируется)

Однако спикер отметил, что желающих вложиться в реализацию подобных проектов немного. Инвесторам нужны твердые гарантии, а пока есть лишь расчетные модели. Возможно, после запуска экспериментальной линии отношение несколько поменяется, но говорить об этом пока рано.

По словам Смирнова, маглев вошел в транспортную стратегию ряда стран, а где-то (например, в КНР) он ужеактивно используется, демонстрируя неплохие результаты — в Шанхае преодолеть расстояние в 30 км между аэропортом и станцией метро можно всего за 10 минут. В апреле текущего года Китай провел очередные успешные испытания линии маглева в Чанчуне, подтвердив возможность достигать скорости в 600 км/ч. Поэтому, как отмечается, наземный транспорт скоро составит серьезную конкуренцию самолетам.

Экономически невыгодно

Правда, о том, когда подобный проект реализуют в России — неизвестно. Отдельные наблюдатели полагают, что этого и вовсе не случится. В сентябре прошлого года представитель Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ им. В. И. Ульянова Виктор Лавриновский заявил, что высокоскоростные поезда на магнитной подушке крайне невыгодны с экономической точки зрения и такие проекты для страны окажутся убыточными.

© Andreas Krebs / CC BY-SA 2.0 (Поезд на магнитной подвеске в Шанхае, КНР. Линия была открыта в 2004 г.)
© Andreas Krebs / CC BY-SA 2.0 (Поезд на магнитной подвеске в Шанхае, КНР. Линия была открыта в 2004 г.)

Однако упомянутый выше Смирнов тогда поспорил с Лавриновским, обратив внимание на реальные проекты в Азии и Европе, которые, по его словам, продемонстрировали явные преимущества с финансовой точки зрения. Но, по мнению второго, подобные выводы обусловлены тем, что в ряде государств, включая Китай, большая плотность населения, в России же показатели будут совсем иными.

С таким мнением согласен и инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов, который в комментарии нашему каналу заявил, что маглев был бы актуален на линиях с большим пассажиропотоком, где он способен конкурировать с авиацией, например, на направлении Москва – Санкт-Петербург. В целом, на его взгляд, такие проекты в нашей стране пока малоэффективны. Хотя эксперт и отметил, что они имеют большой потенциал и важно проводить всесторонние исследования, строить экспериментальные трассы, что в свою очередь позволит более точно оценить экономику и перспективы.

Маглев – давняя история

Стоит отметить, что испытания маглева проходили в Советском Союзе (в Подмосковье) еще в конце 1970-х. А в 1987 году в Армянской ССР начали строить 60-километровую линию, но реализации проекта помешало произошедшее в следующем году землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Гюмри). Затем случился распад СССР, и о маглеве на некоторое время забыли.

© Andrej Galenko / CC BY-SA 4.0 (Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском)
© Andrej Galenko / CC BY-SA 4.0 (Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском)

Уже в 21 столетии появлялась информация о возможном строительстве соответствующих трасс на разных направлениях. Самой амбициозной была идея соединить Москву и Владивосток. Но ни один даже самый скромный проект так и не реализовали. Как отмечают эксперты, инвесторы готовы давать деньги, когда понимают как это работает. Однако, чтобы продемонстрировать это воочию, необходимо как раз и построить линию хотя бы протяженностью в несколько десятков километров. Но на это и нужны деньги, которые не спешат давать. Получается своего рода замкнутый круг.

Ученые, которые занимаются соответствующими разработками, верят в успех маглева и видят за ним будущее. Но в России убедить власти и инвесторов в важности развития инноваций в транспорте (да и не только) всегда было непросто, особенно если вспомнить царские времена и многолетние дискуссии в XIX в. о необходимости появления в стране железной дороги, о чем можно прочитать по ссылке ниже.