Найти в Дзене
А что бы сказал Фрейд?

Самопринятие. Отличие от самооценки

Сегодня мы поговорим о такой важной теме, как принятие себя, узнаем, что это такое и посмотрим, как оно формируется. Принятие себя означает безоценочное отношение к себе, отказ от вражды с собой, готовность самовыражаться. Оно подразумевает осознание своей ценности и уникальности. Самопринятие включает в себя самоуважение, принятие своих поступков, эмоций, мыслей, желаний, идей, собственного тела. Отличие самооценки от самопринятия состоит в том, что самооценка – социальный конструкт, основанный на сравнении себя с другими и вынесении определенной оценки. В случае самопринятия, имеется в виду безоценочный взгляд на себя, принятие своих достоинств и недостатков как факт, безусловная любовь к себе, отказ от критики. Конечно, связь самооценки и самопринятия достаточно высокая, особенно это касается здоровой самооценки, когда человек знает о своих недостатках, но принимает их и относится к ним как к особенностям, либо готов к саморазвитию. Тема принятия себя для многих людей остается зага

Сегодня мы поговорим о такой важной теме, как принятие себя, узнаем, что это такое и посмотрим, как оно формируется.

Фото из кабинета психологического центра «Соната жизни»
Фото из кабинета психологического центра «Соната жизни»

Принятие себя означает безоценочное отношение к себе, отказ от вражды с собой, готовность самовыражаться. Оно подразумевает осознание своей ценности и уникальности. Самопринятие включает в себя самоуважение, принятие своих поступков, эмоций, мыслей, желаний, идей, собственного тела.

Отличие самооценки от самопринятия состоит в том, что самооценка – социальный конструкт, основанный на сравнении себя с другими и вынесении определенной оценки. В случае самопринятия, имеется в виду безоценочный взгляд на себя, принятие своих достоинств и недостатков как факт, безусловная любовь к себе, отказ от критики. Конечно, связь самооценки и самопринятия достаточно высокая, особенно это касается здоровой самооценки, когда человек знает о своих недостатках, но принимает их и относится к ним как к особенностям, либо готов к саморазвитию.

Тема принятия себя для многих людей остается загадкой, потому что люди рассматривают ее как крайность: либо я принимаю себя, либо отвергаю. На самом деле отвергают не полностью себя, а некоторые свои особенности.

У каждого человека есть определенные недостатки, изъяны. Они могут быть во внешности или в характере, в определенных навыках или поведении. Наверняка, вы сможете сейчас назвать несколько из них. Кому-то стыдно за свои поступки в прошлом, кто-то жалеет, что не оправдал ожиданий близких, кто-то боится показать свою слабую часть личности.

Обычно люди пытаются скрыть свои недостатки, показывая обществу свои достоинства, стараются изменить себя. И это абсолютно нормальная реакция, но чаще всего мы обманываем сами себя и просто отрицаем свои изъяны, будто к нам это не относится. Таким образом получается, что наши «любимые» части личности мы принимаем и любим, а «нелюбимые» отбрасываем.

Чаще всего я замечаю две крайности в поведении людей, не принимающих себя:

1. Человек всеми силами доказывает сам себе, что он не совершает ошибок, не имеет изъянов. У таких людей будто завышенная самооценка, но, как мы уже знаем, это просто «фасад», за которым скрывается болезненная часть личности, в которой они не признаются даже сами себе.

2. Человек склонен к чрезмерным обвинениям себя за прошлые или настоящие поступки, не уверен в себе, склонен к самокритике. Такие люди часто сожалеют о прошлом, мысленно возвращаясь в него, думают, что необходимо было поступить по-другому, стремятся себя наказать.

Обе эти стратегии указывают на то, что человек не может себя принять, он не находится в гармонии с собой. Отрицая свои недостатки или преувеличивая их, мы блокируем для себя возможность к саморазвитию и принятию своего опыта. Кажется, что саморазвитие и самопринятие взаимоисключающие вещи, потому что, принимая себя, мы отказываемся от изменений. На самом деле это не так, обычно у человека есть качества, исключающие друг друга. Например, человек привык со всеми ссориться и ему удобно выражать гнев в любой ситуации. Но, с другой стороны, он хочет быть мягким и добрым, иметь много друзей. Эти качества не сочетаются друг с другом, поэтому человеку необходимо найти новые способы поведения, к примеру, выражать гнев в другой форме, не выражая его на людей, а это прямой путь к саморазвитию. Только так человек сможет принять себя как целое. Не принимая себя, он будет бороться со своим проявлением гнева, ругая себя или отрицая его наличие.

Способность принимать себя позволяет делать осознанный выбор. К примеру, если плохое настроение мешает общению с близкими, я это осознаю и даю себе возможность выбора: побыть одному в плохом настроении или встретиться с друзьями, но не проявлять плохое настроение.

Любое развитие личности, любые изменения должны происходить из любви к себе, а не отвержения. Приведем пример: девушка, имеющая лишний вес не принимает свое тело, пытается избавиться от недостатков, каждый день ругает себя и презирает. Она пытается исправить тело строгими диетами, ее эмоциональный фон является нестабильным. Похудеть не получается из-за того, что, наказывая себя диетами, она регулярно «срывается» и ест еще больше, чем ела до диеты. В данном случае, если бы она пыталась просто исполнить свое желание, принимая себя в любом весе и проявляя к себе любовь, ее состояние было бы стабильнее, правильное питание приносило бы лучшие результаты, т.к. оно начиналось бы с заботы, а не наказания.

Кажется, что принимать и любить себя очень легко, но на деле оказывается, что большинство людей не принимают себя в той или иной степени. Почему это происходит?

1. Основная причина, конечно, заложена в детстве и связана с нашими родителями. То, как они принимали нас со всеми нашими недостатками и есть наше принятие себя. Дело в том, что внутри каждого из нас живет Внутренний родитель. Это все запреты, наставления и поведение наших родителей, которые стали нашим «внутренним голосом». Внутренний родитель может быть принимающим и любящим, а может быть критикующим, сравнивающим с другими. Когда человек вырастает, он ведет себя в соответствии с этим «внутренним голосом»: ставит для себя адекватные запреты и соблюдает правила поведения, либо критикует себя, сравнивает с окружающими и предъявляет высокие требования, отвергая свою слабую часть.

Как и в случае с самооценкой, родители в детстве могли указывать на недостатки ребенка, в шутку или серьезно, демонстрировали их своим поведением. «Ты такой стеснительный, будь открытым», «Тебе нужно носить закрытую одежду, смотри какие ножки полные», «Хорошие дети любят учиться, а не играть». Таким образом у ребенка формируется «Внутренний критик», о котором мы говорили в предыдущих уроках.

2. Еще одна причина непринятия себя кроется в недоверии себе. В детстве многим из нас говорили, что наши чувства не важны, что мы плачем из-за ерунды, что мы придумываем и на самом деле нам не больно. Ребенок испытывает эмоцию, начинает ее проявлять (плакать или кричать), и значимый взрослый говорит о том, что это «неправильный» повод плакать или что это «ненастоящая боль». В этот момент ребенок думает, что он действительно ошибся и перестает доверять своему телу и своим эмоциям. В дальнейшем он отвергает свои чувства как что-то ненужное и неправильное.

3. Психологическая травма также может быть причиной непринятия себя. Обычно это связано с желанием отстраниться от ужасных событий, которые были в прошлом. Например, после пожара у человека остались шрамы на теле, которые напоминают о катастрофе. Он всеми силами будет скрывать их или пытаться от них избавиться, чтобы не вспоминать прошлый опыт. Также возможно непринятие своей слабой части личности, чтобы избежать возникновения повторной травмы. Например, при постоянных унижениях или издевательствах человек решает стать сильным и отвергает ту часть личности, которая испытывает обиду или печаль. В таком случае возможно выстраивание завышенной самооценки (внешнего «фасада»), чтобы не замечать свою слабую часть и не взаимодействовать с ней. Психологическая травма также может быть связана с насмешками по поводу внешности. Например, в школьном возрасте сверстники смеются над носом одноклассницы, в таком случае она будет стараться скрыть его, а в будущем, возможно, сделает операцию по его изменению. Это связано с тем, что девочка не принимает свой нос как часть самой себя, для нее он является чем-то неприятным, портящим жизнь.