В 2023 году россияне чаще всего заказывали на маркетплейсах одежду. Выпускник шестого потока акселератора Спринт компания Sellerbay помогает продавцам отшивать одежду и прогнозировать, какие модели будут пользоваться спросом на онлайн-площадках. Как стартап вырос в акселераторе и как планирует менять фэшн-рынок, рассказал CEO Sellerbay Александр Вологодский.
Берем на себя «грязную» работу
С уходом из России зарубежных брендов, небольшие отечественные производители и селлеры получили новые возможности для развития и начали активнее выходить на маркетплейсы. Однако fashion-бизнес пока остается архаичным. У продавца, который хочет развиваться в этом направлении, есть несколько путей. Первый — свой цех. Но такое производство обойдется недешево и могут быть сложности с реализацией продукции. Второй — закупить товар на рынке «Садовод» и пришить свои лейблы. Естественно, в этом случае сложно говорить о качестве продукции. Третий — контрактные фабрики, то есть заказ пошива на российских или узбекских производствах. Но и здесь есть риски. Товар могут не поставить вовремя. То есть, проблемы с качеством и сроками ограничивают рост этого бизнеса. Мы предлагаем решение — подбираем для селлеров фабрики в России, Турции, Вьетнаме, Узбекистане, Китае, Киргизии и договариваемся с ними о лучших условиях, контролируем качество пошива, берем на себя брендирование и упаковку — иными словами, делаем всю «грязную» работу. В результате, владельцы бизнеса получают возможность больше времени посвятить маркетингу и продвижению бренда и расти в продажах.
Придумали, как прогнозировать спрос
Мы столкнулись с тем, что клиенты часто ошибаются, выбирая модели для продажи, потому что делают это по наитию, не анализируя результаты продаж других селлеров. В итоге из десяти моделей успешно продаются две-три, остальные уходят по себестоимости. Товар лежит на маркетплейсе, его и вернуть нельзя и продавать ниже себестоимости жаль. Мы создали систему, которая прогнозирует спрос на товары. Она анализирует статистику продаж на маркетплейсах, ключевые запросы покупателей и тренды.
Как она работает:
- Селлер указывает сумму закупки и категорию товара.
- Система задает параметры продажи и закупки с возможностью заказа выбранной модели.
- ИИ анализирует микротренды и предсказывает, какие модели будут иметь спрос.
В результате, вероятность, что селлер продаст весь товар, растет. Наша задача, чтобы из десяти моделей семь-восемь пользовались спросом. Это и в наших интересах, потому что если модель — удачная, будет повторный тираж, соответственно, выручка Sellerbay растет. На развитие системы прогнозирования спроса на товары легкой промышленности мы получили грант Фонда содействия инновациям.
Не хватало масштаба
Мы подали заявку в акселератор Спринт, потому что хотели масштабировать производственный процесс и продажи. Благодаря нашим трекерам, мы полностью перестроили модель управления.
- Создали управленческую структуру, отвечающую за производственный процесс
- Выстроили операционный процесс и контролируем его с помощью команды в четырех странах (Турция, Узбекистан, Кыргызстан, Китай)
- Настроили воронку продаж
- Прокачали маркетинг
- Разработали целевые метрики
Как получить от акселератора максимум пользы
- Выкладывайтесь на полную. Трекер — не тот человек, который будет тащить вас за уши. Работать за вас никто не будет. Результат — ответственность проекта, поэтому важно — не свести обучение в акселераторе просто к формальности и еженедельным созвонам. И заранее обсудите с трекерами, к какому результату вы хотите прийти и чем он вам может помочь в достижении этой цели. Система трекинга работает, поэтому и после акселерации мы продолжаем общаться с ментором.
- Ходите на встречи с экспертами. Они могут дать вашему проекту мощный толчок для роста, поэтому еще в начале программы бронируйте слоты с экспертами Спринта, которые обладают мощной экспертизой в тех направлениях, которые «болят» у вашего бизнеса.
- Учитесь. Образовательный блок — очень качественный, берите по максимуму то, что нужно вашему проекту в данный момент.
- Общайтесь. Широкие возможности для нетворкинга — большое преимущество акселератора. На программе мы подружились с несколькими командами, которые двигаются в том же направлении, и теперь регулярно созваниваемся, делимся опытом.
В 2022 году российский рынок интернет-торговли увеличился на 1,55 трлн рублей, и 73% этого роста обеспечили две маркетплейса — Ozon и Wildberries. Маркетплейсы быстро растут. Согласно прогнозам, к 2027 году 55% всей одежды в стране будет продаваться именно там. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее — у нашего рынка большой потенциал.
Акселератор Спринт — это бесплатная программа ускоренного развития ИТ-компаний, направленная на поиск клиентов и увеличение продаж на российском рынке. Подробная информация об акселераторе и ссылка на форму заявки размещены на официальном сайте программы. Бизнес-результаты команд можно найти в разделе «База знаний».