Найти тему
Мир Музея

Экспедиция на Кавказ

В 30‑х годах XX века Государственным историческим музеем были
организованы и проведены несколько историко‑бытовых экспедиций на Северный Кавказ.

Экспедициями 1930‑годов руководила старший научный сотрудник музея Анна Борисовна Закс (1899 – 1996), оставившая интереснейшие
воспоминания об этих экспедициях.

Экспедиции ставили своей целью сбор необходимого материала, характеризующего, с одной стороны, эпоху Кавказской войны 1830 – 1850 годов, а с другой стороны — быт и социальные отношения Чечни и Северного Дагестана — районов, проявивших наибольшее упорство в борьбе за свою независимость, — в середине XIX века.

В Чечне работа экспедиции проходила главным образом в Веденском районе, особенно сильно связанном с движением Шамиля в 1840 – 50‑х годах, а в Дагестане — в Буйнакском районе.

Кроме того, отдельному отряду экспедиции был поручен сбор материала по местному производству в селе Кубачи.

-2

В результате работ экспедиции был собран большой комплекс материалов, который даёт возможность показать быт крестьянина горной Чечни и Северного Дагестана середины XIX века.

Орудия труда (старинная соха, ручная мельница), изделия из кожи и шерсти, одежда, украшения и утварь свидетельствуют о разной степени зажиточности крестьян в ту эпоху. Хорошо представлены в материалах, собранных экспедицией, ремёсла Дагестана, например производство холодного оружия, работа когда‑то знаменитых чохских ювелиров.

Расскажем о платье.

В конце XIX века городская мода оказала влияние на национальный костюм жителей селений, удалённых от больших городов. Платье женщины из села Чох отличается приталенным силуэтом, высокими буфами на рукавах, воротником стойкой — модными деталями одежды середины 1890‑х годов. Эти элементы выполнены местной рукодельницей без должного умения, тогда как традиционная вышивка золотными нитями говорит о большом мастерстве.

С платьем обязательно носили штаны. Верхняя часть шилась из хлопчатобумажной ткани, а выступающая из‑под платья — из фабричного атласа.

Штанины украшались золотосеребряной вышивкой с традиционным для свадебного обряда орнаментом. Различными швами вприкреп вышивались стилизованные растения с парными птицами на ветках. Низ обшивался золотным галуном и витым шнуром.

Большое головное покрывало завершало праздничный наряд. Его длина могла достигать четырёх метров, а ширина — до полутора. Праздничное покрывало шили из шёлковых покупных тканей, украшали золотной вышивкой, отделывали золотным кружевом. Носили покрывало, сложив его посередине и сколов под подбородком.

-3

Левый конец набрасывали на голову, слева направо, а правый, более длинный, справа налево. Скрещённые таким образом концы закидывались либо на спину, либо на левое плечо. Нередко края покрывала скрепляли на темени булавкой.

Из статьи Натальи Демировой, Виктории Веселитской, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2018 год.
Государственный исторический музей

1. - Подвеска к головному убору (парная). Дагестан, с. Балхар. XIX в. Серебро, чернение.
2. - Платье. Поступило в музей в 1936 году в составе материалов Cеверокавказской историко-бытовой экспедиции ГИМ.
3. - Украшение женское наспинное. Дагестан, с. Чох. XIX – XX вв.

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #ГИМ #Государственныйисторическиймузей #настоящиеценностибудущего #знание