Откуда в Потсдаме, нынешней столице Бранденбурга и столице Пруссии в прошлом, взяться русской деревне?
Колония "Александровка" в пригородном берлинском городе возникла в период правления Фридриха Вильгельма III и завоевательной наполеоновской войны.
Сначала 62 русских солдата из более чем тысячи попавших в плен к французам (Пруссия какое-то время воевала на стороне французов) остались в октябре 1812 года в Потсдаме. Из них был образован хор, формально причисленный к первому прусскому гвардейскому полку. Позже Пруссия объединится в борьбе против Наполеона с Россией, и Александр I великодушно отпишет хористов немцам, а те, зная об особой любви прусского правителя к мужскому хору, создадут для них аутентичную русскую деревню, где для каждого участка будет выделен сад и корова.
К моменту кончины императора Александра I численность действующего состава хора серьезно сократилась: кто-то умер, кто-то вернулся в Россию, кто-то покинул службу. Всего осталось 12 человек, для которых и было создано это русское подворье.
Считается, что Фридрих был большим любителем архитектуры и искусства, а в 1818 году в России ему для коллекции преподнесли эскизы домов декоративной парковой деревни Глазово, построенной на окраине Павловского парка под Санкт-Петербургом. Их создал архитектор Карло Росси по заказу императрицы Марии Федоровны (1759-1828) - матери Александра I и Николая I. Именно эти эскизы послужили прототипом для будущей русской солдатской колонии.
Чуть в отдалении на пригорке стоит православный храм Александра Невского, действующий по сей день. Храм по-своему уникален, церковь Александра Невского является самым старым русским православным храмом в Западной Европе. Первое богослужение состоялась здесь в 1829 году - через два года после заселения Александровки. В богослужении участвовали российский император Николай I и его супруга Александра Федоровна (старшая дочь Фридриха Вильгельма III). Иконы в храме привезли из России, среди них есть и икона, подаренная императрицей Александрой Федоровной.
Конструкции домов, кстати, немецкие (оно и понятно), однако убранство и декоративная часть домов выглядят очень аутентично.
Хористы имели право передавать жилье по наследству своим сыновьям, к началу тридцатых двадцатого века в колонии проживало четыре семьи потомков русских певцов. Сегодня дома перешли в частные немецкие владения: последний из певцов умер в 1891 году.
На территории колонии есть музей (совсем не интересный), русское кафе и поляна, засаженная яблонями и грушами - русского тут как будто почти не осталось, но история от этого не становится менее примечательной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему Германия в отличие от своих соседей бережет советские мемориалы
Заксенхаузен: бывший концентрационный лагерь в пригороде Берлина
Куда съездить из Берлина на день?