Родился Николай Федорович в 1862 г. степной местности Изюм около с. Аскиз Тураховского улуса Енисейской губернии (современный Аскизский район Республики Хакасия). Его родители были представителями двух этнографических групп хакасского народа – сагайцев и качинцев. В XVIII в. большинство представителей данного региона были крещены русскими миссионерами, и ко времени появления на свет Катанова большинство жителей считали себя православными и, в то же время, придерживались традиционных шаманских обрядов и верований.
Наблюдая яркие сцены шаманских обрядов и вбирая широко открытой детской душой эмоциональные переживания шаманов, с годами Николай Федорович постепенно утвердился в мысли об универсальном значении духовной жизни для человека: «Вместе с родителями я слушал службы шаманов и слепо верил в то, что они предрекали, хотя и не всегда понимал, о чем они пели в некоторых своих молитвах. Я глубоко сочувствовал шаману, когда он пел, что на него нападают злые духи, мешая достичь ему намеченной цели».
В теплое время года будущий ученый жил с родителями на летней стоянке, в Сагайской степи, зимой – в утепленной юрте на самом берегу Абакана, близ озера Сарга-кель. Летом Николай Федорович занимался выпасом скота, овец и телят.
С 8 до 14 лет он посещал начальную школу, которой руководил его дядя. В 1874 г. умер отец Николая Федоровича и, столкнувшись с необходимостью финансового обеспечения семьи, юноша устроился письмоводителем в Думу, совмещая обучение в школе с работой в вечернее время.
После окончания школы Катанов поступил в Красноярскую гимназию, где проявил интерес к изучению классических и европейских языков: латинского, греческого, французского и немецкого. На новом месте проживания сохранилась прежняя потребность в деньгах, что побудило Катанова начать давать частные уроки. В летние каникулы он ездил к дяде в Аскыз и изредка присутствовал на шаманских ритуалах, хотя к тому моменту, признанию Николая, его вера в шаманов уже исчезла, что отчасти могло быть связано с влиянием старшего брата, который принял духовный сан и стал миссионером. Тем не менее, Катанов на всю жизнь сохранил глубокое почтение к традиционным верованиям, что впоследствии выразилось в его трепетном отношении к изучению обычаев других народов.
На последнем курсе, вдохновленный учителем истории и географии А.К. Завадским-Краснопольским, работавшим в Восточно-Сибирском отделении Русского географического общества, Катанов начал читать этнографические публикации, а также собирать и анализировать фольклор абаканских татар. Через тюрколога и миссионера В.И. Вербицкого (из Алтайской миссии) он вступил в переписку с Н.И. Ильминским и В.В. Радловым. Его первая статья, посвященная описанию некоторых орудий, используемых в сагайских шаманских ритуалах, появилась в сборнике 1883 г., опубликованном географом Г.Н. Потаниным.
После того как Катанов окончил гимназию с золотой медалью, Н.И. Ильминский и В.В. Радлов посоветовали ему поступить на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. С 1884 по 1888 гг. Катанов учился на арабо-персидском и тюрко-татарском отделениях восточного факультета. Помимо обучения у своих университетских наставников – И.Н. Березина, Н.И. Веселовского и В.Д. Смирнова, – Катанов прошел обширную подготовку у В.В. Радлова (особенно в области тюркской фонетики) и В.Р. Розена. Он также познакомился с видными сибирскими региональными деятелями. Они собирались в доме Николая Михайловича Ядринцева, бывшего политического эмигранта и издателя либерального еженедельника «Восточное обозрение», для которого Катанов время от времени писал статьи. В круг общения входили такие выдающиеся личности в истории российской науки и культуры, как Г.Н. Потанин, писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и этнограф Д.А. Клементс.
После того как он закончил свою курсовую работу, в 1889 г. Императорское Русское географическое общество, Академия наук и Министерство образования совместно выделили Катанову грант на проведение полевых исследований в области лингвистики и этнографии вблизи его родины. В.В. Радлов, который ранее в своей научной карьере исследовал тот же регион, был его главным покровителем. С 1889 по 1892 гг. Катанов путешествовал по Восточной и Западной Сибири, Северной Монголии и китайскому Туркестану, записывая лингвистические и этнографические данные, собирая устный фольклор и изучая историю и археологию региона. Вместе с дальним родственником, которого он нанял для организации экспедиции, Катанов путешествовал верхом на лошади, сплавлялся на плотах и лодках, ездил на санях, а также побывал на бесчисленных торговых постах, в поселках золотодобытчиков, казачьих станицах и жилищах местных жителей.
В некоторых местах Катанов следовал по стопам предыдущих ученых, таких как М.А. Кастрен, К. Д. Кавелин и В.В. Радлов. Во многих ситуациях близость Катанова к народам региона открывала ему доступ к скрытым от чужестранца деталям местных обычаев. Как правило, он предпочитал скрывать свои научные мотивы, представляясь (в зависимости от обстоятельств) переводчиком пограничных государственных инстанций, татарским писцом или купцом с реки Абакан. Тем не менее, Катанову часто приходилось делать на собственные средства подарки в обмен на информацию. Собранный Катановым этнографический материал был огромен. В течение шестнадцати месяцев, как писал он в одном из своих отчетов, исследователь записал 100 сказок , 90 рассказов, более ста четверостиший, 153 песен, более 600 пословиц, 70 поверий, 38 загадок, более 900 истолкований сновидений и многие другие материалы.
Некоторые из этих материалов, которые Катанов отправлял в Санкт-Петербург ещё во время своего путешествия, сразу же публиковались в журналах Русского географического общества, в том числе письма Катанова Радлову, опубликованные Академией наук. Катанов вернулся с сорока-пятьюдесятью фунтами неотредактированных полевых заметок, а также бесчисленным количеством монет и племенных артефактов, многие из которых он пожертвовал музеям. Вместе с ним из этой экспедиции приехала и его семнадцатилетняя невеста Александра Ивановна Тихонова, осиротевшая дочь российского почтового служащего.
О том, как научные достижения востоковеда были приняты столичным научным сообществом и как впоследствии сложился его профессиональный путь, мы расскажем вам в следующей части нашей заметки (продолжение следует).
К 160-летию профессора Н.Ф Катанова в 2022 г. музеями Казанского университета была организована выставка «Пора Хызыл оглу».
А сейчас в Предактовом зале продолжает свою работу выставка, посвященная 145-летию Общества археологии, истории и этнографии, которое с 1898 по 1914 и в 1919 гг. возглавлял Николай Федорович.
Автор: Митюков Э.
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону