Глобальная компьютеризация и информатизация предоставляют детям неограниченные возможности поглощения информации самого разнообразного характера. У этой ситуации помимо очевидных плюсов (доступность знаний, мобильность) есть и минусы:
неуверенность в достоверности сведений, выложенных в Интернете;
бессистемность информации;
бесконтрольность восприятия ее ребенком.
С некоторых пор стали говорить о том, что вскоре мир сильно переменится. Переменится, как только станут совершеннолетними и самостоятельными дети, которых называют «аборигены цифровой эры». Это дети и подростки, родившиеся в цифровом мире и не представляющие себе, что может быть как-то иначе. Подробно об этом говорится в книге Джона Пэлфри и Урса Гассера «Дети цифровой эры», изданной в России в 2011 году. Мы с вами принадлежим к поколению «цифровых мигрантов» (термин Пэлфри) и отличаемся от «аборигенов» образом мышления. В его работе также рассказывается о способах взаимодействия с информацией и строятся прогнозы развития ситуации.
Даже способ чтения современного ребенка сильно изменился. Татьяна Владимировна Черниговская, президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, доктор наук, специалист в области нейронаук и психолингвистики, говорит о новом, нелинейном чтении. Нелинейная структура позволяет вести поиск по гиперссылкам – метапоиск. Несомненно, большая часть документов, научных статей и книг на сегодняшний день существует в электронном формате и зачастую школьники предпочитают электронный вариант бумажному. Наталья Сметанникова, президент Русской Ассоциации Чтения, посвятила ряд работ так называемому экранному чтению. Она обратилась к труду Джона Макинини, автора факторной теории чтения онлайн. В статье «Место чтения в процессе становления информационного общества» профессор Н.Н. Сметанникова рассматривает «экранное чтение» и стратегии обучения такому виду чтения. Нельзя пока дать однозначную оценку возникшему виду нелинейного чтения, а также «экранному чтению». Однако стоит сказать о таком негативном эффекте как формирование распределенного сознания. Татьяна Черниговская описывает новую механику чтения в Сети по аналогии с развертыванием бесконечного свитка, только электронного. Профессор предрекает в недалеком будущем расслоение и образования, и литературы на элитарное и массово-упрощенное.
В ее словах есть доля истины: лидером досуга стали социальные сети, но юное поколение читает там отнюдь не длинные тексты, а посты, твиты и комментарии. В публичном пространстве все более весомые части текста заменяются картинками – по всей видимости, для ускорения понимания. Даже в самом Интернете гуляет заметка неизвестного автора, условно называемая «В наши дни не имеет никакого смысла писать длинный текст». В ней, помимо всего прочего, верно подмечено: большинство современных молодых людей старается мыслить по минимуму, «не понимая, что даже в самой емкой фразе нельзя раскрыть сути доброй половины окружающих вещей. Для этого необходима цепочка мыслей».
«Экранное чтение» изменило саму природу чтения: с медленного – на беглое, с линейного – на нелинейное, с углубленного – на поверхностное, с целостного – на фрагментарного. Все это не может не влиять на восприятие детьми текстов классической русской литературы. «Мозаичная» культура (термин А. Моля) уже сформировала «клиповое мышление» и особый тип восприятия литературы – «скорочтение», беглое чтение, поверхностное. Термин «клиповое мышление» появился в 90-х гг. XX в. и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости» . «Клиповое мышление» можно воспринять и как благо – имея в виду защитную реакцию на информационную перегрузку, но опасность в том, что весь информационный поток мы начинаем воспринимать как кадры фильма, не соединяющиеся в единый фильм, одним словом, утрачивается целостность восприятия.
Таким образом, мы видим, как непросто современному школьнику читать серьезные классические тексты. Поэтом учителю нужно придумывать новые способы работы с текстом, чтобы сделать его доступным для понимания и актуальным.