Найти тему
Tale-teller Sid

Rec.List Jagged Aliance: Back in Action

Оглавление

Оу... долго же я тянул с выпуском статьи по игре из этой серии. Серия Jagged Aliance весьма легендарна. Она состоит из довольно большого количества игр, начиная с классических 1 и 2 частей игры. В свое время это была такая икона хардкорных пошаговых игр, комбинированных с симулятором и экономической стратегией. После того, как казалось бы серия "заглохла", то на свет появилось новое направление тактических стратегий-РПГ, базирующихся на тех же принципах, что и оригинал - те же Бригада Е5, Мародер, 7.62 и пр. Были и попытки создать аналоги, но с применением новых (по тем меркам) технологий 3D движков. Тут можно вспомнить Джазз: Работа по найму от мной любимой студии Mistland. Но все же мало кому удалось сравниться с 1 и 2 частью легендарной игры. А те, кто такого сравнения не особо то и хотел, убирали из названия игры Jagged Alliance, чтобы, прежде всего, не получать нагоняй от фанатов серии. Разберемся что же произошло с Jagged Aliance: Back in Action и что это такое.

История

Изначально игра с одобрения создателей оригинала разрабатывалась под техническим названием Jagged Aliance 3 двумя подрядчиками - F3 Games и Акелла (ух как легендарно то). Но в марте 2010 года все права (кроме social network rights) были проданы правообладателем Strategy First немецкой компании bitComposer Games. Разработка игры от F3 Games и Акеллой, прекращена. По сообщению официального сайта, Акеллой был подписан договор с bitComposer Games об издании на территории России Jagged Alliance: Back in Action. Но при этом разработка игры с момент подписания договора легла на студию CorePlay. Издателями же выступили Strategy First, Kalypso Media и та же bitComposer Games. Разработчики по сути довели игру до ума, доработав ее до версии 1.13g, и убрав все основные баги, что были в ранних версиях, выпущенные на DVD-дисках первыми. Но много некритичных багов все таки осталось. На деле играть не мешают.

На выходе игра заработала средний балл 60 из 100, что является на самом деле не столько объективной оценкой игры, сколько недовольством фанатов серии. После выхода игры в свет, фанаты первых частей просто брызгали слюной исторгая дикие проклятья в адрес разработчиков из-за отступления теми от канонов геймплея. Поэтому полностью доверять оценкам игры в изданиях и на платформах не стоит.

Обложка оригинальной DVD-версии игры (чешская)
Обложка оригинальной DVD-версии игры (чешская)

Сюжет

Игра по сути является ремейком 2й части. А сюжет первых частей полностью связан с деятельностью наемников в Латинской Америке. Итак мы - некий главный босс наемников (эдакой ЧВК) и нам предстоит отправить своих людей в латиноамериканскую страну Арулько, где выполнить весьма важную миссию. Так, законно избранный президент Арулько Энрико Чивалдори, был свергнут силами своей жены Дейдраны и ее последователей в результате военного переворота. Теперь в Арулько тоталитарный милитаристический режим во главе с бабой-деспотом. Собственно нанимает нас тот же законный и низвергнутый президент, ибо на другие силы он полагаться не может. Он видит единственное спасение в нашей могучей организации, посему перечисляет базовые средства для найма и экипировки нам на счет и дает гарантии того, что мы сможем получать дивиденды с разнообразных дающих прибыль регионов его страны (в случае их освобождения, разумеется). В остальном - дело за нами.

-3

Геймплей

Jagged Aliance имеет уникальный геймплей. По сути это и team-management и экономическая стратегия и тактика с боями в одном флаконе. Но давайте по порядку.

Весьма удачное попадание из подствольника по скоплению противника
Весьма удачное попадание из подствольника по скоплению противника

Поначалу нам перечисляют первый гонорар (аля предоплата) для стартового найма. Ну да по сути мы есть босс и король на шахматной доске политической и военной игры, а вот пешек, ладей и ферзей нам надобно нанять. И тут игра предоставляет свободу действий. Найм солдат удачи осуществляется через специальную систему A.I.M. (Association of international mercenaries), в которой собраны профили и досье на различных "серых гусей" от новичков, которые буквально за 100 баксов и миску риса готовы прыгнуть в ад, до профи, которые за 100 бачей согласны только пару минут покурить в сторонке. Чисто наймом на постоянку, что называется, тут не обойдется. Услуги наемников стоят денях и стоимость эта привязана к времени их нахождения в зоне конфликта. Т.е. можно нанять солдата на пару дней, а можно на неделю или месяц. При этом понятно, что стоимость его услуг кратно возрастает. Но бывает, что многие наемники предлагают выгодные условия найма на длительный срок.

-5

И тут как я и говорил - свобода действий. Можно нанять стак наемников (допустим человека 4) на недельку, но при этом это будут новички, еле умеющие стрелять. А можно все имеющиеся кровные бросить на найм одного, но безусловного профессионала своего дела - какого-нибудь жесткого мокрушного снайпера-киллера, который в одно лицо способен зачистить опорник с патрулем противника. Решение конечно же за вами. К тому же можно сэкономить, если нанимать людей без учета оплаты их экипировки. Естественно, при условии того, что вы в состоянии им выделить эту экипировку из собственных запасов. Таким образом порой можно скостить себе пару тысяч баксов.

-6

К слову о наемниках. За всю бытность серии, в ней успели обосноваться довольно легендарные и даже мемичные личности среди наймов. Такие как бывший майор Советской Армии Иван Долвич, медик-нудист Синтия «Лиса» Газмен, рейнджер-снайпер Тень и многие другие. В первых частях игры (да и в этой тоже), у каждого из них есть свой неповторимый паттерн поведения и характер. И зачастую они могли этими характерами не сходиться. Например качок Анаболик, будучи довольно здоровым, но тупым штурмовиком, грешившим веществами, очень уж недолюбливал врача-извращенку Лису по причине ее систематических отказов в выдаче ему этих самых веществ. У Лисы, в свою очередь, встречная неприязнь к Анаболику. На поле боя может дойти и до того, что она просто откажется лечить его, мотивируя тем, что если Анаболик преставится, то всем от этого будет только лучше. Так что за совместимостью членов отряда надо послеживать.

-7

Помимо найма людей через ваш ноутбук шефа всея наймов можно также читать электронную почту (что делать рекомендуется, ибо порой там проскакивает ценная информация или же сведения об очередном транше в вашу пользу денежных средств), а также сидеть в системе P.I.M.P. (если не ошибаюсь). Эта система что-то типа аналога социальных сетей с новостными лентами - там можно найти последнюю информацию о топе наемников, о их достижениях, а также сведения о том, что происходит в мире игры.

Противник в зоне уверенного поражения
Противник в зоне уверенного поражения

Теперь о персонажах. Как я и говорил - каждый персонаж уникален. У него свои биография, история, но и свои характеристики и навыки. Собственно тут их 5 - сила, ловкость, выносливость, интеллект и восприятие. И навыки - медицина, взрывчатка, ремонт, меткость и маскировка. Каждый навык и характеристика могут быть прокачаны до 100. Прокачка происходит, когда наемник повышает свой уровень. Помимо навыков и характеристик у каждого солдата есть также 2-3 перка, которые нельзя менять и которые зависят от личности наемника. Они бывают абсолютно разными от тех, что улучшают (или ухудшают) обращение с тем или иным видом вооружения до влияющих на поведение персонажа в различных ситуациях. Навыки же банально просты и в то же время сложны. Так, например, персонаж с низким показателем медицины сможет использовать только медикаменты и средства, которые не требуют высокой квалификации - бинты да обезболивающие. Ни о каких хирургических наборах и аптечках при таком раскладе и речи идти не может. А персонаж без навыка ремонта не сможет обслужить свое оружие при его капитальном загрязнении (когда показатель качества упадет ниже 80%). Ну и так далее.

Отряд легендарных наймов
Отряд легендарных наймов

Перемещения отряда происходят на глобальной карте региона. Этакий geoscape мира Jagged Aliance. В свою очередь регион поделен на сектора, каждый из которых может быть как свободен так и занят противником. Во втором случае при попадании в сектор между наемниками и силами врага завяжется бой, о котором поговорим чуть ниже. На глобальной карте можно управлять своими отрядами, отрядами ополчения, вести управления тех секторов, что отошли в наше ведение. Некоторые регионы, такие как алмазные шахты, аэропорты, могут обеспечить вам стабильный периодический доход - те самые дивиденды от президента. Какие-то локации могут дать дополнительные бонусы. Но не думайте, что если вы отбили какой-то сектор, то для вас работа окончена - противник обязательно попробует его снова отбить или послать туда карательные отряды для "работы" с ополчением.

Глобальная карта
Глобальная карта

Вот в тактических боях тут есть координальное различие и отступление от мейнстрима серии. Поясню - в первой и второй частях Jagged Aliance, бои происходят в пошаговом режиме. Я бы даже сказал в хардкор-пошаговом, ибо каждое действие бойца тратит драгоценные очки движения, каждый поворот или более стабильное прицеливание. Здесь же бои идут в режиме Plan-and-go с функцией умной паузы. Это значит, что игра автоматически встанет на паузу допустим, при обнаружении вашим бойцом противника, или же при обстреле бойцов врагами - все зависит от ваших настроек и предпочтений. В любой момент вы можете поставить игру на паузу и распланировать действия каждого бойца в отдельности по секундам. Звучит довольно страшно, но на деле очень даже удобно - не надо судорожно искать найма и бить по клавиатуре - поставили на паузу - оценили обстановку - задали бойцам нужный вам алгоритм действий. Стоит отметить, что на выполнение каждого действия, будь то бег, занятие изготовки для стрельбы или перезарядка вашим бойцам нужно время, которое зависит от их характеристик. Чем выше характеристики - тем меньше войну надо затратить на выполнение действий.

Режим умной паузы. Обратите внимание на таймлайн каждого наемника в нижней части экрана - можно синхронизировать действия наемников, если совместить их действия на таймлайне
Режим умной паузы. Обратите внимание на таймлайн каждого наемника в нижней части экрана - можно синхронизировать действия наемников, если совместить их действия на таймлайне

В тактическом режиме очень весомыми являются показатели здоровья, выносливости и морали. Со здоровьем понятно - упало до 0 - найм упал в кому, если не оказана медицинская помощь - "гусь" преставился "небесному нанимателю". Выносливость определяет насколько эффективно и далеко боец может быстро перемещаться и насколько быстро выполнять различные действия. Выносливость восполняется за счет провизии (если она есть) и во время привалов (отдыха) на глобальной карте. Мораль - еще одна характеристика, от которой может зависеть успех операции. Во-первых она растет в зависимости от особенностей личности наемника, а также из-за военных успехов отряда. Во-вторых низкий показатель морали будет действительно проблемой для всех, ибо наемник с заниженной до 0 моралью будет постоянно совершать ошибки и не выполнять эффективно возложенные на него боевые обязанности.

-12

Говоря об арсенале различных стволов и предметов. В игре он поистине огромен. В вашем распоряжении будут - штурмовые и снайперские винтовки, пистолеты, гранатометы и гранаты и вообще практически все что душе только можно пожелать. Единственное - если гонитесь до крайней реалистичности в вооружении - то эта игра заставит вас полыхнуть. Видимо разработчики не хотели плодить отдельный вид боеприпасов для каждого вида вооружения, поэтому не удивляйтесь, если вдруг увидите "Винторез", стреляющий 9х19 Parabellum или СВД, стреляющую 7.62х54 мм... В игре также доступно небольшое ганпорно - имеются различные модификации (прицелы, приклады и пр.), позволяющие менять характеристики оружия.

Интерфейс системы A.I.M.
Интерфейс системы A.I.M.

Кроме оружия, в игре есть также и амуниция в виде различных бронезащит и камуфляжа. Камуфляж, кстати, серьезно влияет на фактическую заметность бойца на поле боя. Так, имея ночной камуфляж, снайпер может в ночное время суток буквально сидеть под носом у противника и быть при этом незаметным для него. С бронезащитой, думаю, все предельно понятно - чем больше показатель брони - тем меньше урона вы получаете от супостатов.

Что бывает, когда занимаешь высоту...
Что бывает, когда занимаешь высоту...

В общем, любители военной тактики точно получат от игры кайф и незабываемые ощущения.

Единственный негатив, который я могу отметить в этой игре (по сравнению с первыми опять же частями) - тут отсутствует разрушаемость, какая была в частях игры ранее. Здания нельзя рушить и делать бреши там, где хочется. Вместо этого в зданиях уже отмечены области, которые пользуясь монтировкой или С4 можно разбить, сделав себе еще 1 проход.

О дополнениях

К игре выходило несколько дополнений. Первое (якобы) дополнение получали только те, кто предзаказал игру через Steam - в него входило 4 набора экипировки и винтовки FN SCAR или CAR-15. Потом уже стали выходить официальные DLC - Shades of Red (2012) и Point Blank (лето 2012).

-15

Shades of Red сделано по мотивам новеллы И.М. Вонга "Тени Красного" и повествуют о тяжкой миссии трех наемников - Ивана Долвича, Кайла "Тень" Симмонса и Синтии «Лисы» Газмен. Известный террорюга Анте Силевич захватил ядерное оружие в одной из стран Восточной Европы и угрожает всему миру. В задачу наемников входит инфильтрация на военную базу Силевича и его ликвидация. Дополнение весьма небольшое - всего на +1 час времени (по сути одна карта), но достаточно интересное.

-16

Point Blank еще одно достаточно интересное DLC повествует о мятежных наемниках во главе с бывшим агентом ЦРУ Райго Менсоном, захватившим американского посла Джона Гардена в одной из ближневосточных стран. На миссию на противодействие конкурирующей фирме и безумному ренегату отправляют Гуса Тарбалса, Роберта Джеймса "Скалли" Саливана и Донну "Паук" Хьюстон. Дополнение также небольшое (1 час) на одной карте в весьма интересном антураже ближнего востока.

-17

Ну и как тут не сказать о полноценном (и полновесном) дополнении Jagged Alliance: Crossfire (август 2012). Действия этого дополнения уже не одна карта а добрых часов 60 геймплея с глобальной картой и новым контентом.

-18

Действия "Перекрестного огня" разворачиваются в соседней с Арулько стране - Кхаанпа. Только если Арулько больше похожа на латиноамериканскую глубинку, то Кхаанпа - типичное тибетское захолустье. Страна оказывается под властью религиозной секты, которая также устроила полувоенный переворот, свергнув действующее правительство. ООН отказывается вводить туда миротворческий контингент, поэтому местные, скинувшись в общак, нанимают вашу контору для наведения должной демократии порядка.

Новое дополнение - новый контент - новый антураж
Новое дополнение - новый контент - новый антураж

Дополнение привносит в игру много нового вооружения и амуняги, а также новых персонажей из числа бывших наймов бюро M.E.R.C. Местность в игре координально отличается от Арулько - тут большое значение имеют высоты, поэтому впечатление от геймплея несколько иное. В общем из всех дополнений советую именно это!

-20

Советы и заключение

Перед тем как написать заключительные слова, хотелось бы дать советы начинающим адептам Jagged Aliance. Конечно, лучше свое знакомство с играми серии начать с каноничных 1 и 2 частей. Но, если вас не пугает неодобрительное юлюлюкание более олдовых фанатов игры, то можно начать свое знакомство и с этой игры с пониманием того, что таких частей, как Back in Action, скорее всего в серии более не будет. Другие компании, которые получат права на разработку и издание продолжения серии наверняка будут стараться угодить более приверженным фанатам классики и делать пошаговые игры, приближенные к первым частям. Собственно так уже и произошло. На момент написания данной статьи уже вышла Jagged Aliance 3 и она... пошаговая, сильно похожая на оригиналы, но использующая больше X-com систему.

Сделать дыру в стене для более эффективного штурма - порой выигрышная тактика
Сделать дыру в стене для более эффективного штурма - порой выигрышная тактика

Если же вы все же решились поиграть именно в описанную мной часть серии, то вот вам мои советы. Не брезгуйте иметь в отряде бойцов разных специализаций. На первое время вам точно понадобится врач, снайпер и механик. Врач - это тривиально и понятно - некому будет поднимать бренные тела, если все чем могут пользоваться ваши подопечные - обрывок лейкопластыря. Снайпер - универсальное аннигилирующее средство с больших дистанций. Некоторые патрули противника снайпер способен снять еще на подходе, когда ваши вояки даже не будут в поле их досягаемости - главное грамотно выбрать позицию. Механик нужен когда речь идет о грубой физической силе касательно выламывания дверей или же починке снаряжения (и со взломом замков он тоже может разобраться). Да - с трупов тут редко можно поднять экземпляры оружия в хорошем состоянии. Больше будут поврежденные либо почти сломанные стволы. Хороший механик, пользуясь инструментами для ремонта оружия может восстановить его почти что до нового состояния, серьезно сэкономив вам деньги на первых порах. Остальные специализации нужны будут тоже... но не так сильно. Сапер это дело хорошее, особенно когда нужно разминировать путь или же проделать дыру в стене для более легкого штурма позиций противника (попав в регион госпиталя вы еще вспомните про сапера... это да). Но для установки С4 нужен именно хороший сапер а не абы-кто. А хороший сапер - затратное дело. Разведчик тоже неплохой персонаж, особенно в условиях экономии боеприпасов, когда он может вырезать противников ножом, при этом оставаясь незамеченным и не поднимая тревогу. Вот только для игры разведосом нужен достаточно хороший навык игры и понимание ее механик (а это возможно далеко не с первого прохождения), поэтому с тратами на такого специалиста лучше повременить.

Разведчик это, конечно хорошо, но весьма сложно
Разведчик это, конечно хорошо, но весьма сложно

Также не стоит подпускать противников (особенно с дробовиками или автоматами) на ближнюю дистанцию. Лучше иметь средние шансы на поражение противника с 200 метров, чем идеальные условия противников для поражения вас. Особенно если стычка идет уже с профессиональными военными а не голодранцами с окраин. Эти имеют более высокую реакцию и точность и зачастую еще и неплохо защищены. В идеале иметь пару снайперов или хотя бы снайпера и марксмана, которых бы (в случае необходимости) уже поддерживала остальная команда.

-23

Обращайте внимание на регионы, дающие бонусы и деньги. Регионы, дающие дивиденды надо отжимать в первую очередь. Поначалу охрана там может и будет многочисленной, но никак не качественной. Поэтому лучше взять эти шахты на недельку-другую "в аренду", пока их охрана не будет усилена контингентом из военных, "танцевать" с которыми придется не один час.

-24

На этом у меня все. Личный свой рейтинг по этой игре я публиковать тут по условиям рубрики не буду - и так понятно, что к ней я отношусь более чем хорошо! Играйте и выигрывайте, встретимся в следующих моих статьях тут на дзен-канале!