Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Советские зрители такого еще не видели: провокационный зарубежный фильм на Московском кинофестивале 60 лет назад

Таких откровенных сцен советские люди не видели на экранах кинотеатров. Москва, июльские дни 1963 года. В рамках 3-го Московского международного кинофестиваля настоящий фурор произвел аргентинский фильм «Стрекоза – не насекомое».

Афиша фильма. Общественное достояние
Афиша фильма. Общественное достояние

Совершенно свежая комедия, премьера которой состоялась в Аргентине 6 мая 1963 года. У себя на родине картина имела кассовый успех и даже вышла в кинопрокат США. В оригинале называется «La cigarra no es un bicho» - «Цикада – не насекомое». Для советского зрителя была выбрана более привычная живность.

А еще это была первый аргентинский фильм, в котором использовалась в диалогах ненормативная лексика, но, думаю, для советского зрителя местные идиоматические выражения не стали переводить дословно.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Это типичная комедия положений, ограниченная в пространстве. Шесть пар силой обстоятельств оказываются запертыми в маленьком отеле с названием «Цикада» или «Стрекоза» в русскоязычной версии. И все бы ничего, если бы не герои…

Все началось с того, что заезжий французский матрос привел в номер девицу с панели с одной единственной целью. Вот только у морячка обнаружили бубонную чуму и всех постояльцев отеля закрыли на карантин на 40 дней. С внешним миром они могут общаться только по телефону.

Домработница. Кадр из фильма
Домработница. Кадр из фильма

Теперь несчастным предстоит существовать какое-то время вместе.

Здесь и журналист, пригласивший на свидание свою коллегу, с которой они тайно встречаются уже четыре года. И юные влюбленные, снявшие номер, чтобы наконец-то расстаться с невинностью.

А еще скрывающийся от папарацци миллионер со своей очередной пышногрудой пассией. Озабоченный таксист с женой, у которой всегда «болит голова». Женатый пенсионер с домработницей. И совсем отмороженная парочка - чревовещатель, никогда и нигде не расстающийся с куклой и учительница-нимфа манка.

Чревовещатель и учительница. Кадр из фильма
Чревовещатель и учительница. Кадр из фильма

По современным меркам снято все достаточно пристойно. Максимум оголенное бедро, спина или декольте. А в постелях мужчины и женщины просто лежат и разговаривают.

Когда картина выходила в американский прокат, для нее даже досняли несколько более откровенных сцен, но не с актерами, а с дублерами, лица которых не показывали в кадре.

Для советского зрителя откровением стали персонажи! Понятно, что там, на Западе, все в нравственном упадке, но на экране открыто показывают и даже заставляют переживать за людей, чьи мысли заняты исключительно плотскими утехами. Наши люди к такому еще не привыкли.

Журналисты. Кадр из фильма
Журналисты. Кадр из фильма

Аргентинская пресса писала, что картина вызвала небывалый ажиотаж у советской публики. И не только потому, что закомплексованные граждане СССР не ожидали столь откровенного сюжета. Впервые в жизни москвичи увидели настоящий отель с отдельными номерами, чего в коммунистической стране тогда не существовало – это цитаты из «репортажей» местных журналистов.

По советским меркам «Стрекоза – не насекомое» - совершенно безнравственное действо, резко контрастирующее с советским кинематографом. Странно, как вообще лента оказалась на советском кинофестивале, где одним из главных действующих лиц в общении с зарубежными гостями была супруга генсека Н. С. Хрущева – Нина Петровна.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наград провокационный аргентинский фильм, естественно не получил. А главный приз киносмотра в тот год достался картине «8½» Федерико Феллини.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: