"Если бы я знал всё то, то знаю сейчас - я бы так не поступил"! Знакомая фраза, не правда ли? Кто из нас не говорил её самому себе хотя бы однажды? Все мы, получая какой-то опыт, иногда жалеем, что время вспять не отмотать, и не переделать что-либо неудачное.
Я, например, время от времени посматриваю на свои первые модели - правда, их у меня сохранилось не так уж и много - и подумываю: не лучше было ли их переделать в соответствии с полученным опытом?
Словом, други мои, с вами очередной выпуск "Работы над ошибками", и я, Fon Kraft, покажу и расскажу с примерами, что следует сделать, чтобы исправить ситуацию. А в конце публикации будет две ссылки на аналогичные работы, но уже в 24-ом масштабе.
Рад приветствовать всех, кто впервые встречает мои публикации. Коротко о себе:
Пространство Дзена знает мой блог под именем Fon Kraft. Мир знает меня под именем Алексей. Вот уже свыше 10 лет активно занимаюсь стендовым моделизмом - активно изучаю технологии создания макетов, делюсь опытом, успехами, не скрываю ошибок, которые есть у каждого мастера. Если вам интересна тема моделизма - рекомендую авторизоваться на Дзене и подписаться на канал, чтобы не затерять его в круговороте других интересных публикаций.
Сегодня в качестве работы над ошибками я выбрал модель танка Т-72 в масштабе 1:35. На мой взгляд - это очень благодарный набор для новичка: готовая модель получается достаточно крупная, сборка её не обременительная, а в интернете есть множество фото и прототипов, и готовых моделей для примера и подражания.
Ну, а теперь собственно к работе. Итак, есть модель Т-72 в варианте Т-72М1. Окраска готовой модели велась по всем техникам и технологиям, которые удалось отыскать в интернете. Соответственно, как и каждый начинающий моделист, считал: чем круче технология, чем больше их сочетание, тем красивее будет модель.
В итоге получилось вот такое. Уверен, какждый начинающий моделист будет безмерно горд и счастлив, когда у него лягут ровно и краска, и лак, и не останется следов от кисти, либо потёков от аэрографа.
И тоглько много позднее, может даже через несколько моделей, приходит понимание: что именно было сделано неправильно. Это ж уже потом приходит понимание в количестве и месте появления повреждений: сколов, ржавчины, шелушений и т.д. Уже потом понимаешь, что некоторые огрехи сборки не скроет никакая окраска.
Затем приходит понимание, что дефекты на броне следует умножать на показатель масштаба. И, например, облой на стволе величиной всего в 0,2 мм будет аутентичен выступу в 7 мм на поверхности прототипа. Поэтому приходится зачищать поверхности весьма тщательно.
Ствол пулемёта, который инструкция по сборке и окраске рекомендует красить в цвет воронёной стали, на самом деле, весьма далёк от этого цветы. Максимум, в "воронение" можно покрасить только раструб пламегасителя, а сам ствол пулемёта должен быть либо чёрного, либо защитного цветов.
Да и одежда танкиста - тоже не может блестеть так ярко: всё-таки это не кожаный реглан, а обычный тканевый комбинезон. Поэтому было бы логичным и правильным окрашивать одежду бойцов именно матовой краской. Ну, или добавить немного талька, если матовой краски не имеется.
Собственно, и к самой покраске появляется множество вопросов. Например, моделист с удивлением узнаёт, что танки хоть и были железными, но не ржавели так сильно, как он изобразил на своей модели.
Например, оказывается, что броневая сталь, конечно, окисляется, но под слоем краски этого не видно. Да и заместитель командира по технической части не позволит довести технику до такого состояния. А уж если моделист уже владеет личным автотранспортом, то тут тем более не будет места такому разврату: рачительный хозяин не допустит ржавого разврата вверенной техники и своевременно подкрасить, буде таковое появится.
К тому же есть у бронетехники ещё одно место, которое не ржавеет. Это - сварочные швы. Ну, вот не ржавеют они у БТТ. Свойства металла в электродах таковы.
Да и вообще, насыщенный красно-коричневый цвет на броневых плитах ясно укажет на горение металла. Потому что броня так окисляется только при воздействии высоких температур. Ну, а при пожаре в танке - выгоранием одной башни дело не ограничивается.
Подробнее об образовани ржавчины мы разбирались вот в этой статье: "Где у танка ржавчина? | Разбираемся с местами образования ржавчины на танках"
Конечно, возникает желание доработать можель, превратив её, например, в Т-80 - благо, что у них базовая модель одна и та же. Но куда девать полосатые бочки на корме? Кстати, а почему они стали, вдруг, полосатые, как военно-полевой логтип сотового оператора "Билайн"? Может быть это был камуфляж? Тогда почему он параллельный, ведь такая "зебра" может быть очень заметна. А если это ржавчина от кронштейнов, то почему так широко распространилась? Как видите, вопросов появляется всё больше, и чем точнее ответы будут получены, тем точнее и правдоподобнее получится следующая модель.
Кстати, у начинающих моделистов есть святая непоколебимость в истинности модельных форм: мол, если детали так отлиты, то и менять в них ничего не стоит. В итоге получаются вот такие ужасные швы на тех местах, которых их быть не может в принципе. Ну, например, на брезентовом кожухе орудия разме могут быть такие выступающие швы? Соглашусь, что доработка этой детали весьма муторная и медленная, но вы же хотите реальную модель, а не смешное что-то?
Отдельную "радость" вызывают буксирные устройства. Например, бусировочные тросы. Когда-то я тоже считал, что буксировочный трос должен быть ржавым от природы. Почему? Потому что он железный. Но на самом деле всё немного сложнее: внутри троса есть промасленый сердечник, который обеспечивает смазку проволочек. Тянете за трос, он вытягивается, уменьшается диаметр внутреннего сердечника (он сжимается при вытягвании), из него выдавливается смазка, которая смазывает проволочки троса. Поэтому трос всегда смазан.
Кроме того, трос изготавливается из легированной стали (сталь со специальными добавками), что тоже уменьшает скорость коррозии. Что же касается "грязевых" как бы клякс, то с ними всё не так просто. Если - по задумке - танк что-то волочил в грязи, потом экипаж закинул трос на броню и в спешке поехал дальше, то грязевые нашлёпки должны быть и в других местах - везде, где волочили трос по корпусу перед его укладкой и креплением. Да и трос, который из проволочек, сам по себе весьма гладкий, поэтому много грязи он на себе не утащит.
В общем-то подход моделиста логичен: гусеницы всегда в грязи, в пыли, в воде, потому ржавеют и пачкаются. Логичным было бы покрыть внутреннюю поверхность монотонной серо-коричневой краской. Да вот незадача: реальная "гусянка" - многозвенный шарнирный механизм, на котором очень чётко видна структура. По внутренней поверхности перекатываются катки, "вытаптывая" себе доржку из блестящей стали. Цевки на приводном колесе, ответные шипы на гусеничных траках,беговая поверхность ленивца (натяжное колесо) - всё будет отполированным до стального блеска за время эксплуатации. Это именно те детали, в которых кроется дьявол, и которые отличают правдоподобную модель от "похоже, но что-то не то".
Но зато мне очень нравится эффект отшелушившейся краски на корпусе танка и надгусеничных полках. Мне понравился результат "сгоревшей" башни: да, металл - рыжий, сгоревший. Правда, непонятно, почему он обгорел местами, но это можно доработать...
Что я сделал бы дальше, будь эта работа моей, а не подписчика канала, у которого я их выпросил? Наверное, попробовал бы сохранить ауентичность кузова, удалив грязевые ошмётки и закрасив коричневые пятна тёмно-зелёной защитной краской, ну или оливковой. Думаю, получился бы интересный камуфлирующий эффект.
Если бы у меня не было аэрографа - пришлось бы купить баллончик аэрозольной краски защитного (зелёного) цвета, потому что башня просто "просила" покрасить её в духе солевой техники.
Разумеется, я прошёлся б смывкой по впадинам и сухой кистью по выступающим частям модели. Но немного и без излишней гротескности. Разумеется, без тотальной перекраски получить парадную модель не удалось бы, но я такой цели и не ставил. Мне важнее было исправить модель, максимально сохранив задумку автора - @ei_lezhenkin . И, надеюсь, мои советы ему пригодились.
Кстати, познакомиться с его работой можно вот в этой публикации:
А ещё больше публикаций с готовыми работами других моделистов в нашем ТГ-музее: https://t.me/kraftchat55/27967 Заходите по ссылке, присоединяйтесь и общайтесь с единомышленниками.
Словом, вот такая у меня получилась "Рабоота над ошибками". Да, я рассказывал от своего лица, но потому что все ошибки, которые мне удалось разглядеть, я точь-в-точь повторил на своей модели, добавив, по неопытности, ещё с десяток от себя лично. Но это было, повторюсь, более 12 лет назад.
Ну, а если вы занимаетесь постройкой гражданских моделей в масштабе 1:24, то вам пригодятся вот эти два разбора ошибок начинающих моделистов:
Ну, а на том наш с вами "урок" считаем оконченным.
Ваш Fon-Kraft.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме