Найти в Дзене

По стопам А.П. Чехова на Сахалин. Часть К. Из Иркутска в Забайкалье

Итак, как нам уже известно из предыдущей публикации, Чехов покинул Иркутск 11 июня 1890 года. Не снявшись с регистрации, как говорится.

Путь его лежал по правому берегу Ангары до современной Листвянки, куда он торопился, чтобы успеть на пароход через Байкал. Почему Чехов не поехал Кругоморским трактом - сказать трудно. Также не очень понятно, почему нужно было выезжать в ночь 11-го, а не дождаться утра 12-го июня. Светового дня ну в любом случае должно было хватить, чтобы преодолеть 70 км до Байкала. Это, конечно, не современный Байкальский тракт, но в целом дорога была достаточно оживленная.

Байкальский тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Байкальский тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Листвянка Чехову не очень понравилась. Точнее само место приглянулось, он даже сравнил его с Ялтой. А вот люди нет. Почему-то, по мнению писателя, они едят одну черемшу, запивая ее водкой. Ни мяса, ни рыбы. Современная Листвянка - прямая противоположность. Рыбный бизнес - способ выживания, а шашлыки жарят на каждом рыночке. Но в целом здесь все также не очень цивильно. Грязь, как во времена Чехова.

Листвянка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Листвянка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Едут в Листвянку в наши дни для того, чтобы:

  • посмотреть исток Ангары (один из самых широких в мире, некоторые специалисты говорят, что самый широкий. Но есть же Маккензи?! Кто в теме вопроса, поправьте меня);
  • посмотреть на Шаман-камень, который по легенде Байкал бросил вслед убегающей Ангаре;
  • сходить в Байкальский музей (достаточно приличный, кстати);
  • подняться на смотровую площадку Камень Черского и оттуда полюбоваться Байкалом.
Вид с Камня Черского на исток Ангары. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вид с Камня Черского на исток Ангары. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, приехав в Иркутск - это простейший способ увидеть Байкал. Но еще раз предупрежу потенциальных туристов, что несмотря на конкуренцию, там все очень дорого. Люди за 2-2,5 месяца активного сезона должны заработать на год жизни.

Все 13-е и полдня 14-го июня Чехов проведет на берегу Байкала. А затем заметит пароход, который собирался отходить в Клюево. А это уже восточный берег озера. Вот на нем Чехов и пересек Байкал. До современной Клюевки это примерно 65 км.

Листвянка - Клюевка. Яндекс.Карты
Листвянка - Клюевка. Яндекс.Карты

Кстати, и в наши дни попасть из Листвянки на ту сторону Байкала очень непросто. Можно, конечно, арендовать катер. Но стоить это будет... Дорого в общем это будет стоить. В Листвянке все дорого, очень дорого. Особенно в туристический сезон. Регулярные рейсы Восточно-Сибирское пароходство осуществляет лишь вдоль западного берега. Можно доехать до Ольхона. Туристические поездки есть в сторону Бухты Песчаная, а также на КБЖД, но не дальше станции Половинной. Там, конечно, ходит местный поезд, но на нем нужно будет опять-таки огибать Байкал с юга. Ну а Яндекс.Карты не особо заморачиваются и прокладывают стандартный маршрут через Иркутск и Слюдянку по так называемому Култукскому тракту.

Листвянка - Клюевка. Яндекс.Карты
Листвянка - Клюевка. Яндекс.Карты

Время в пути - около 6 часов. Конечно, по воде будет быстрее, особенно в конце XIX века. Вот Чехов и ждал пароход, Несколько лет назад рейсы из Иркутска по воде были еще и в Усть-Баргузин, и совсем на север - в Северобайкальск. Но в эту навигацию их нет. Хотя до Северобайкальска вместо 36 часов поездом можно было добраться за 12-13 часов по Байкалу.

Ну а далее его маршрут лежал опять на лошадях через Мысовую (до нее от Клюевки чуть ли не пешком дошли) в Верхнеудинск - современный Улан-Удэ. Для приезжих в наши дни город весьма своеобразный. Там даже свой Арбат есть - пешеходная улица.

"Арбат" в Улан-Удэ. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Арбат" в Улан-Удэ. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но все-таки главных достопримечательностей в Улан-Удэ две: голова Ленина и Иволгинский дацан.

Иволгинский дацан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иволгинский дацан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Правда, последний чуть в стороне от города. От Клюевки до Улан-Удэ 185 км, а до Читы - 830 км.

Клюевка - Чита. Яндекс.Карты
Клюевка - Чита. Яндекс.Карты

И вот здесь Чехов показывает прямо чудеса по скорости. Преодолеть это расстояние за 3,5 дня, да еще и повидаться в Улан-Удэ с однокурсником - это прямо быстро!

Конечно, теоретически он мог поехать Хоринской трассой с выходом на Романовский тракт. Он будет покороче на 100 км. Но там и в наши дни дорога не очень.

Чита. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чита. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Интересно созвучие названий гостиниц в Иркутске и Чите. В Иркутске это было "Амурское подворье", а в Чите - "Даурское подворье" (по другой версии "Восточное подворье"). Вот только где она находилась установить тоже проблематично. То ли на углу современных Бутина и Подгорбунского, то ли где то на Амурской. Но точно известно, что в гостинице Чехова покусали Клопы, а в своих рассказах о Чите он предельно краток: "Чита - город плохой". Кстати, название Чита происходит от слова "глина". Но есть и другая интересная легенда про двух казаков, которые возвращались к месту жительства и заблудились. И помочь им было некому, поскольку у деревни даже названия не было. И увидели они огни. Первый восклицает: "Чи та, или не та?". Второй ему ответил: "Кажись та". И был прав. Так и закрепилось название Чита. Ну а для того, чтобы попасть в Читу, Чехов в любом случае должен был полюбоваться пейзажами забайкальских хребтов. И природа в отличие от города ему очень понравилась. Он сравнивал ее с разными местами, и даже написал, что поэзия начинается после Байкала, а до этого была проза.

Яблоновый хребет. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Яблоновый хребет. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше будет еще небольшой участок до Амура и снова пересадка на водные виды транспорта. Но это все уже в следующей публикации.