Стига Дагермана - шведского писателя и журналиста считают одним из ведущих представителей фюртиотализма, зародившегося в шведской литературе 1940-х годов, исследователи выделяют основными тенденциями в творчестве автора символизм и реализм, множество трудов посвящено изучению эскейпизма в ранних работах, но больше всего меня привлёк очерк о трудах Дагермана, характеризующий его творческий путь как «художественную дорогу к смерти» - очень точное определение.
Успешный молодой писатель мучается депрессией, позже у него диагностируют шизофрению и всего в 31 год, после множества срывов, Дагерман кончает жизнь самоубийством в 1954-ом году.
Самое страшное в этой истории то, что ещё в 1951-ом году Дагерман написал предсмертную записку своей второй жене Аните и после прожил 3 года с осознанием скорой смерти, в ожидании момента, можно говорить о том, что писатель духовно был мёртв с момента принятия страшного решения, продолжая существовать физически и творить. Это отчаяние, предощущение смерти пронизывает каждую строчку творчества автора. Но и до мыслей об уходе из жизни, Дагерман страдал от невозможности найти утешение в ней, в одном из ранних рассказов он пишет:
«У меня нет веры, поэтому мне никогда не стать счастливым человеком, ибо счастливому человеку неведом ужас от того, что вся его жизнь — бессмысленная суета на пути к неизбежной смерти. От предков мне не досталось по наследству ни Бога, ни ощущения надежной гавани, откуда я мог бы привлечь к себе внимание высших сил. Не досталось мне и хорошо скрываемой ярости скептиков, гласа вопиющих в пустыне рационалистов или воинственности атеистов. Вот почему я не осмелюсь первым бросить камень в того, кто верит в вещи, вызывающие у меня сомнение, или в того, кто обожествляет само сомнение, словно и оно не погружено во тьму. Камень угодил бы в меня самого, ибо в одном я уверен твердо: человек испытывает жажду утешения, и она неутолима»
Чувство бессмысленности жизни, отсутствие «надежной гавани» приводили писателя в ужас с ранних лет, он просто не мог думать о будущем, обреченно ожидая смерти.
Я уверена, что главную роль здесь сыграло психическое заболевания. Все мы прекрасно осознаем факт неизбежности смерти и ежедневного к ней приближения, но здоровый человек не концентрирует своё внимание на смерти, оставляя её за бортом в праздности дней и радости жизни, но Дагерман, имеющий определенные ментальные отклонения, лишь однажды впустив в голову мысль о краткости человеческого бытия, больше не смог от неё избавиться, и она, словно рак, очень быстро поглотила молодого и талантливого писателя.
У Дагермана есть крошечный рассказ, который наилучшим образом характеризует его мрачную философию приближения к смерти : «Убить ребенка». Речь здесь идёт о трагичном происшествии - ребенок погибает под колесами автомобиля, но важен не сюжет, а выбранная подача повествования. Уже в самом начале мы знаем о неминуемой смерти, а потом вынуждены наблюдать за безмятежной счастливой жизни семьи, проснувшейся солнечным утром, окруженные покоем и любовью, они ещё не знают, что через четверть часа мир перестанет для них существовать, безмятежность уступит место беспросветному горю.
Это страшный рассказ. Это страшная философия. Один мой читатель высказал мнение, что подобная литература вредна для души, и я вынуждена с ним согласиться. Кроме нескольких небольших рассказов я прочла роман Дагермана «Остров обреченных», и словно побывала в чьем-то липком кошмаре. При всех художественных достоинствах произведения, читать его было сложно именно по этой причине, всё мироощущение автора пропитывает строки, ты словно смотришь на человека, истекающего кровью, не в силах помочь или отвести взгляд. Интересный опыт, но послевкусие тяжелое.
Кстати, рассказ «Убить ребенка» очень популярен у шведских кинематографистов, его несколько раз экранизировали, в том числе Александр Скарсгард в 2003 году, короткометражку «Att döda ett barn» можно посмотреть в сети, но без перевода.
Из воспоминаний его второй жены Аниты, в начале 1954-го года посреди ночи Дагерман разбудил её с подносом чая. Он был в приятном возбуждении - окончена первая глава нового романа «Тысяча лет у Господа», рассказывающего про Исаака Ньютона, которого в день смерти посещает сам Господь. Анита долго слушала, как он читал текст напряженным голосом, а позже они легли спать, охваченные приятными эмоциями в предвкушении нового шедевра. А уже в ноябре этого же года автор добровольно покинул мир, оставив роман неоконченным. Даже творчество не смогло спасти его от осознания бессмысленности жизни.
Вот такой короткий и страшный творческий путь безусловно талантливого человека.
К сожалению (или счастью?), на русский язык переведено не так много работ Стига Дагермана, а купить в бумажном варианте можно всего две книги, но за столь короткую жизнь автор успел оставить огромный литературный след, в Швеции с 1996-го года существует премия имени Стига Дагермана.
Читали автора? Что думаете о его творчестве? Стоит ли читать столь мрачную литературу?
Мой отзыв на роман «Остров обреченных»:
Если статья понравилась, не забудьте оставить свой лайк, но самое главное - выскажите личное мнение, мне интересно.