Появилась информация, касающаяся дальнейшего развития российской реактивной артиллерии. Планируется создание и запуск производства принципиально новой РСЗО калибра 300 мм.
Разумеется, она должна обладать существенными преимуществами перед имеющимися отечественными и западными образцами.
По некоторым данным «Сарма» (шифр перспективной системы) будет прямым продолжением проекта «Кама», который был представлен в 2007 году, но так и не вышел в серию.
О том, что сегодня известно по этой системе – расскажу в сегодняшней статье.
О комплексе достаточно мало конкретной информации. Нет данных и о текущем состоянии проекта, примерном графики работ и т.д.
По большому счету известно только о том, что такой проект есть, а также раскрыта информация об основных особенностях перспективной РСЗО. Среди названных ТТХ:
- Использование 300 мм реактивных снарядов;
- Возможность применять управляемые высокоточные боеприпасы.
Конечно, комплекс будет оборудоваться улучшенной системой управления огнем с высоким уровнем автоматизации.
Исходя из того, что «Сарма» будет представлять собой усовершенствованную «Каму», опытный образец которой разрабатывался в середине двухтысячных годов, стоит поподробнее рассмотреть именно его и почему он так и не сменил «Смерч».
«Кама» была разработана на базе новой боевой машины 9А52-4, основой которой стало четырехосное грузовое шасси «КамАЗ-6350».
В отличие от БМ 9А52, на базе которой строился «Смерч», у 9А52-4 меньше грузоподъемность, однако повышенные ходовые характеристики, которые она демонстрировала как на шоссе, так и по бездорожью.
А тот факт, что в комплексе было использовано шасси от «КамАЗа» – значительно повышает эксплуатационные возможности, так как это унифицирует его с другими машинами, которые распространены в армейском автопарке.
Стоит отметить, что у «Камы» была и обновленная пусковая установка, которая была не без изъяна.
В ней отсутствовали собственные направляющие и поэтому на опорно-поворотное устройство должен был ставиться быстросменный транспортно-пусковой контейнер 9Я295, который оснащался бы 6 ракетами.
Установкой и транспортировкой контейнера должен был заниматься отдельный автомобиль с манипулятором.
В этом виде «Кама» не получила должного внимания. Уже в 2009 году представили опытный образец, в котором ПУ под транспортно-заряжающую машину был заменен стандартным пакетом на 6 300-мм труб.
В обновленном варианте «Каму» испытывали на полигоне, но проект так и не продвинулся. МО выбрало другой путь для развития РСЗО и был реализован проект «Торнадо-С».
Скорее всего, перспективная «Сарма» сохранит архитектуру предшественника и будет стоять на шасси от «КамАЗ», только более актуальной модели с большей грузоподъемностью.
Скорее всего сохранится совместимость со всеми серийными и перспективными боеприпасами, поэтому она сможет бить в цель на расстоянии 100-120 км с высокой точностью.
Конечно, сокращенный возимый боезапас (если концепция с 6 ракетами сохранится), значительно повлияет на боевые возможности «Сармы», поэтому она станет скорее не полноценным РСЗО, а будет находиться в промежутке между РСЗО и тактическими ракетными комплексами.