Вы замечали, как смотрят на улицах на папаш, которые возятся со своими детками? Реакции на них по уровню восторга и трогательности превосходят разве что реакции людей при виде невесты с женихом.
Мужчина, воспитывающий малышей, неизменно вызывает улыбки умиления. А если это юный паренек? А если он еще и сам перевоспитывается благодаря этим карапузикам?
В 1977 г. советский фильм про детей и их воспитателя – исправляющегося бывшего хулигана «Усатый нянь» покорил сердца всей советской публики. И не только ее пожилой и женской частей, если вдруг вы так подумали. Молодежь и мужчины также полюбили комедию и образ задорного парнишки в исполнении Сергея Проханова.
А между прочим, это был дебют Владимира Грамматикова – его 1-я полнометражная работа. И она состоялась на ура!
Веселый сюжет, задорный главный герой, умилительные ребятишки, очаровательные сцены в детском саду, душевная музыка – всё это привлекало и, как бы сказали сейчас, «улыбало».
Но был ли сюжет придуман?
Многие так и считали – мол, в советское время было много:
1) комедий. Вот и решили снять еще одну;
2) фильмов для детей и про детей. И этот стал таким же;
3) производственных картин, посвященных определенным специальностям – «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Высота» и проч., проч., проч. Вот дошли и до профессии работников детских садов…
В принципе, сама по себе эта профессия, причем традиционно женская, но в данном случае для мужчины, в советских комедиях уже появлялась: за 6 лет до «Усатого няня» на экраны вышли «Джентльмены удачи» Александра Серого.
И там Евгений Леонов играл заведующего детским садом. Причем заведующего, который не сидит где-то далеко в своем кабинете, но все время находится рядом с подопечными, весело и с игрой учит их правильно держать ложки, побуждает лучше кушать и т. п.
Можно было «под общую лавочку» решить, что и усатый Четвергов – такой же персонаж, только более юный и менее рассудительный.
Однако в реальности прототип юного Кеши «Четверга» существовал. Вполне такой осязаемый, мужественный, даже на самом деле усатый.
Звали его Борис Верзуб, и он стал одним из 1-х мужчин в СССР на этой должности.
Причем попасть на нее Борису было не очень-то и легко. Поначалу ему отказали в приеме в педагогическое училище, а потом он даже вынужден был обратиться в Министерство образования СССР.
В Министерстве весьма удивились такому непривычному желанию паренька. Работу нянечек и воспитателей у нас традиционно принято было считать немужским делом.
И если женщины всё больше втягивались в мужские профессии – от работы на стройке до участия в боевых действиях в Гражданской, Первой и Второй мировых, – то обратный переход происходил значительно реже.
Однако в Министерстве поняли желание Бориса и разрешили ему сдать экзамены для работы с дошколятами.
Сам Борис Верзуб не знал, что про него сняли фильм. Как-то не до телевизора ему было: работа с кричащими карапузиками отнимает уж очень много времени. Но однажды случайно он встретился с Сергеем Прохановым, который рассказал ему, что сыграл его в фильме.
Представляете удивление Бориса? Вдруг взять и узнать, что тебе посвятили целый фильм! Да не какой-то проходной, а любимый публикой огромной страны, занимавшей, между прочим, 1/6-ю часть суши планеты!
Борис трудился на этом поприще долгие годы. И подопечные всегда его любили. Начав же подходить к пожилому возрасту, он стал заведующим детского садика, в котором работал. (Вот вам еще одна аналогия с героем «Джентльменов удачи».)
Позже его назначили инспектором по охране детей, а спустя еще несколько лет – руководителем отдела опеки муниципалитета в московском районе Южное Бутово.
Борис дожил до 2009 г. И всю свою жизнь любил ребятишек и делал всё для улучшения их жизни.
Так, незадолго до своей cмepти он выступал против усыновления западными опекунами российских ребятишек. Человек, всю свою жизнь отдавший воспитанию несовершеннолетних, говорил, что главы детских домов из-за таких сделок просто получают денежную выгоду.
Пусть даже это были не напрямую взятки, но так или иначе выгода была: премии, материальные и социальные преференции… По сути, малыши в таком «товарообороте» становились живым объектом коммерции.
Кстати, добрую, светлую, забавную и одновременно душевную, прекрасную музыку к этому фильму написал Алексей Рыбников – наш советский сталкер в мире киномузыки.
Его сотрудничество с режиссером «Усатого няня» продолжилось. Через 5 лет после этих съемок Грамматиков экранизировал poк-оперу Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
А тексты песен сочинил Юлий Ким, также известный замечательными творениями для советских экранов.
П. с. Уважаемые читатели, интересно знать: а как относитесь вы к мужчинам-воспитателям?
И как вы оцениваете недавнюю традицию усыновления заграничными гражданами детей из нашей страны? Что это было: способ хоть как-то «выбиться в люди» и пожить «как человек», благоприятный путь найти сиротам родителей, банальная торговля или..?
П. п. с. В продолжение темы читайте мои Дзен-посты «2 сталкера по артефактам советской музыки кино и театра: Алексей Рыбников и Эдуард Артемьев», плюс «5 игровых приемов, чтоб побудить детей есть» и отгадывайте интересный кино-тест «Определите советский фильм или мультик по детям в кадре».
#дети #кино #СССР #культура #общество #советское кино #интересные факты