Некогда братья Стругацкие придумали новое слово сталкер. В их книге «Пикник на обочине» это был человек, который проходил сам и проводил других людей в запретную Зону, чтобы найти там какие-либо загадочные артефакты.
По признанию авторов, этот неологизм стал самым популярным из всех придуманных ими новых слов. Его стали использовать довольно широко, от компьютерных игр до индустриального туризма, в 1-ую очередь по отношению к городам-пpизpaкам и зaбpoшeнным объектам.
Не зря самую удачную, «каноническую» экранизацию Стругацких Андрей Тарковский так и назвал: «Сталкер». (Аркадий и Борис Натановичи, кстати, были сценаристами.)
А образовано слово было от английского to stalk – «идти, крадучись».
Музыку же к довольно сложному философско-психологическому «Сталкеру» сочинил Эдуард Артемьев.
И он настолько глубоко смог проникнуть в сюжет, настолько сумел срастись, сплестись корнями с канвой повествования, что уже самого композитора можно назвать сталкером музыки кино. Ведь он:
- прошел сам в таинственную Зону философии братьев Стругацких и Андрея Тарковского;
- провел туда зрителей, смотревших фильм;
- нашел артефакты – категории странного, таинственного и необычного – иного…
Вот эта инаковость, потусторонняя современная мистериальность и стала основной чертой его музыки.
Сам Артемьев признавался, что любит именно музыку в отечественном кино. Она всегда выступает комментарием к сюжету – в отличие от «paзжeвaнных» (объясняющих) мелодий в голливудских фильмах.
Вы наверняка замечали, что в некоторых американских картинах музыка напоминает… смех за кадром: она явно подсказывает, буквально подталкивает к определенным реакциям.
Она говорит зрителям: вот сейчас надо смеяться – и публика смеется. Или говорит им: сейчас надо взгрустнуть – и зрители поникают головами на пару минут.
Тарковскому Артемьев писал музыку к 3 фильмам: «Сталкер», «Зеркало» и «Солярис».
На мой взгляд, самой интересной получилась озвучка «Соляриса». Там композитор показал, с одной стороны, звуки природы Земли, с другой – инаковые шумы космического мира. Для этого ему пришлось использовать синтетические способы.
А электронное переложение хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха фа минор выступило квинтэссенцией, вершиной. Оно отразило как мистерию космоса, так и мистерию всевременных человеческих чувств, близких людям как библейских, так и футуристических времен.
Кстати, музыка исполнялась не просто на синтезаторе, а на фотоэлектронном оптическом синтезаторе.
Помимо экранизации братьев Стругацких, Артемьев писал музыку к кино обоих братьев Михалковых, а также Станислава Говорухина, Карена Шахназарова, Вадима Абдрашитова и др. И везде он писал в формате инаковой мистериальности.
Близким его коллегой – проводником в мир инаковой мистерии, сращивающей постсовременность и с древностью, и с будущим, можно назвать Алексея Рыбникова.
Его музыку вы узнаете с 1-х нот. Это как знаменитые оперы, так и музыка к фильмам.
Причем, если Артемьев выбирал из своей Зоны темные, порой мрачноватые артефакты, то Рыбников останавливал взгляд на светлых.
Даже когда он писал о грустном, допустим последнюю молитву замерзающего в сибирской степи графа Резанова в «"Юноне" и "Авосе"», его музыка оставалась светлой. И его молитвы из этой оперы звучали так, как звучит само сердце, когда молится...
Но композитора интересовали уровни не только микро (персональная душевность), но и макро (музыка сфер).
Например, его так же, как Артемьева, всегда влекла фантастика. Вспомним хоть необычную музыку к картине «Через тернии к звездам». Есть и много других примеров.
Были у него и настолько светлые мелодии, что они бы подошли для проводников в мир детского счастья. Таковы его работы в фильмах «Усатый нянь», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Сказка о звездном мальчике», «Сказки старого Арбата», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», в мультфильме «Волк и семеро козлят на новый лад» и проч., проч.
Ну, а сотрудничество Алексея Рыбникова и Марка Захарова превратило мрачноватую мистерию в карнавал (почти по Михаилу Бахтину).
Это сталкер-композитор вне времени. Думается, музыка Рыбникова нравится всем, даже тем, кто считает, будто «Юнона и Авось» – это опера о любви, где главное – это песенка о белом шиповнике.
#музыка #телевидение #культура #знаменитости #философия #кино