Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Машины времени: выставка классических автомобилей в Центре Гейдара Алиева

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Выставка классических автомобилей открылась 23 февраля 2015 года в Центре Гейдара Алиева в Баку. Она стала частью постоянной экспозиции и по сей день собирает восторженные отзывы посетителей.

Вероятно, лучшего места для уникальной выставки было не найти. Специально переоборудованный для проекта подземный паркинг бакинского архитектурного чуда – Центра Гейдара Алиева – словно создан для автомобильного музея. Организаторам удалось создать в обыденном на первый взгляд месте торжественную атмосферу. Расставленные на белых подиумах автомобили, красоту которых эффектно подчеркивает специальное освещение, дополняют тематические репродукции, архивные видеокадры, а также трогательные декорации из автомобильной жизни разных лет: бензоколонки, гаражная утварь, предметы быта разных эпох. Несмотря на статичность, выставка воспринимается как настоящее шоу. Парковку в Центре Гейдара Алиева сегодня можно назвать самым удивительным гаражом Азербайджана.

De Dion-Bouton, 1909 г. Фото: Дмитрий Терновой
De Dion-Bouton, 1909 г. Фото: Дмитрий Терновой

Чтобы посетителям было просто ориентироваться, экспозицию разбили на несколько тем. Открывают ее, разумеется, автомобили-первопроходцы, среди которых «француз» De Dion-Bouton 1909 года. Компания, основанная графом, механиком и инженером, в конце XIXвека считалась одним из флагманов французского автомобилестроения. Начав с паровых машин, они уже в 1890 году запатентовали одноцилиндровый бензиновый двигатель. Раритетный фаэтон прибыл из французского Мюлуза в Баку с беспрецедентными мерами предосторожности – уж очень хрупкими стали от времени деревянные детали отделки кабины и кузова.

Ни один музей автостарины не может обойтись без легендарного Ford T. Легкий, весом чуть более 500 кг, очень простой и недорогой, он впервые показал, что автомобиль может быть доступен не только аристократии и богатым бизнесменам, но и массовому покупателю. Несмотря на сомнительную аэродинамику и относительно слабый мотор, выпускавшаяся с 1908 года машина бегала со скоростью более 70 км/ч.

Особым разделом выставки стала плеяда советских автомобилей разных лет. Отреставрированные с трогательной заботой ГАЗы, ВАЗы, «Волги», «Победа»… С «Победой», кстати, связана занимательная история. Когда ее впервые показали Сталину, автомобиль носил гордое имя «Родина». В целом оценив его положительно, вождь задал простой, но коварный вопрос: сколько же у вас будет стоить «Родина»? Конструкторы благоразумно сменили название.

На улицах Баку. Архивные фотографии
На улицах Баку. Архивные фотографии

А вот монументальное произведение советского автопрома – ГАЗ-12 (ЗИМ). Автомобиль, до боли напоминающий Cadillac Fleetwood 1948 года или Buick Super, «сконструировали» и начали производить в рекордные сроки – за 29 месяцев. По сути, создание ЗИМа было не столько собственной разработкой, сколько адаптацией подсмотренной одним глазком машины к возможностям и реалиям советской промышленности. ЗИМ должен был заменить ГАЗ-11, который происходил от «Эмки» и на тот момент устарел. И со своей задачей автомобиль, безусловно, справился. Крепкое шасси позволяло строить для первых лиц государства бронированные автомобили, вес которых доходил до восьми тонн.

Экспонаты для выставки выбирались по двум основным критериям. Прежде всего – историческая достоверность: только оригинальные детали! Когда знаешь, что перед тобой не новодел, легче прочувствовать эпоху. Второе обязательное условие для каждой машины – готовность в любой момент отправиться в дорогу. На ходу здесь даже коляски начала ХХ века. И это правильно: автомобиль живет, пока ездит, уверены коллекционеры. Даже полугодовой простой деструктивно сказывается на состоянии машины, на ее, если хотите, тонусе. Поэтому, чтобы трущиеся металлические части не ржавели, а резиновые патрубки и сальники не рассыхались, автомобильные музейщики по всему миру вынуждены периодически «выгуливать» свои экспонаты.

А еще старые советские, французские, немецкие, итальянские, английские автомобили очень точно подчеркивают образ и нравы ушедшей эпохи. Bentley S2 Continental Mulliner Park 1961 года – лучший памятник английскому аристократизму. Благодаря лакированному дереву в салоне чувствуешь себя словно на палубе роскошной яхты. Да и руль под стать: не руль, а штурвал! Кажется, чтобы управлять таким автомобилем, следует оканчивать не автошколу, а мореходку.

Элвис Пресли, BMW Isetta
Элвис Пресли, BMW Isetta

Построенная в 1959 году BMW 502 как нельзя лучше олицетворяет возрождавшуюся после войны немецкую промышленную мощь. Пусть этот автомобиль и критиковали в свое время за несколько архаичные формы, но европейский рынок принял его с большим энтузиазмом благодаря динамике и надежности.

Итальянский Fiat 500, ставший прообразом первого советского «Запорожца», или немецкий Volkswagen Beetle– легендарный «Жук», общий тираж которого с 1938 по 2003 год превысил 21 миллион экземпляров, не вызывают ничего кроме умиления и симпатии. Это стопроцентно народные автомобили, снискавшие популярность благодаря надежности, дешевизне и простоте обслуживания. Как известно, вне зависимости от сложности ремонт двигателя «Жука» занимал час: именно столько времени требовалось мастеру, чтобы вынуть из машины сломанный мотор и установить исправный. В наше время это кажется фантастикой.

Ну и конечно, «американцы». Несдержанный и порой подчеркнуто антифункциональный дизайн автомобилей из США сводит с ума и специалистов, и обывателей. На выставке можно проследить историю развития американского автопрома с самого начала. Уже упомянутый Ford T, огромные фаэтоны и купе времен Аль Капоне и Великой депрессии, автомобили периода начала освоения космоса с «ракетами» и «стабилизаторами», торчащими из бамперов и крыльев по поводу и без... Среди ярких примеров можно назвать Chevrolet Bel Air 1957 или Cadillac Deville Series 62 Coupe того же года. Последний вполне мог оказаться в гараже Элвиса Пресли или Мэрилин Монро.

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Анар Алакбаров, директор Центра Гейдара Алиева, президент Автомобильной федерации Азербайджана:

«Баку сложно назвать родиной автомобиля, но это место, где автомобили знают и любят. Работая над выставкой, мы стремились создать в Центре Гейдара Алиева особую атмосферу, некий автомобильный микроклимат. Демонстрируя классические модели, мы пытаемся привлечь внимание не только к их красоте, но и к истории в целом. Истории Азербайджана в том числе. В конечном счете история формирует настоящее и будущее. Культура вождения, лояльность на дороге, безопасность – приоритеты в деятельности нашей федерации. И экспозиция, я надеюсь, вызывает у людей эмоции, которые помогают сформировать эти ценности.

В архивах мы раскопали уникальные снимки автозаводов и бакинских улиц прошлых лет. По ним можно проследить и становление автомобильной культуры. Однако выставка вряд ли состоялась бы без участия и кропотливой работы наших партнеров: частных коллекционеров Азербайджана, немецкой автомобильной галереи Classic Remise и французского Национального автомобильного музея города Мюлуз. За что им огромное спасибо».

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

«Чайка». ГАЗ-13, 1969 г.

Автомобиль из главного гаража советского Азербайджана. На нем в числе прочих ездил и Гейдар Алиевич Алиев. Только перейдя на работу в Москву, он пересел на более современный и представительный ЗИЛ-4147. Кстати, Никита Сергеевич Хрущев в свое время предпочитал «Чайку» полагавшемуся ему по должности лимузину ЗИС-111.

Заправка начала ХХ века с пятилитровыми прозрачными колбами. Фото: Дмитрий Терновой
Заправка начала ХХ века с пятилитровыми прозрачными колбами. Фото: Дмитрий Терновой

Mercedes-Benz 300SL Gullwing, 1956 г.

Пожалуй, наиболее дорогостоящий экспонат выставки. Легендарное «Крыло чайки» получило название благодаря открывающимся вверх дверям. Эта конструкция обусловлена отнюдь не дизайном, а скорее безопасностью. Такая машина была у Пабло Пикассо и Софи Лорен – актриса даже участвовала на ней в ралли. Всего было выпущено менее 1500 экземпляров. Многие музеи мира стараются заполучить «Крыло чайки» в свою коллекцию.

Софи Лорен, Mercedes-Benz Gullwing
Софи Лорен, Mercedes-Benz Gullwing

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Chevrolet Corvette С1, 1960 г.

Американская мечта 1950-х. С1 получился легким благодаря углепластиковому кузову – и дьявольски красивым. Американцы насчитали 1767 кинофильмов, где снимался Corvette. Такие же красавцы стоят в гаражах у Тома Круза и Тома Хэнкса.

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Cadillac Type V-63 Touring, 1924 г.

Эта машина привлекала внимание не только воротил с Уолл-стрит. Такая же была в гараже Аль Капоне. Для гангстерских налетов оказались как нельзя кстати и мощный мотор V8, и удобная широченная подножка под дверью.

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Chevrolet Bel Air, 1957 г.

Автомобиль вышел в кузове кабриолет на заре космической эры и не менял облик в течение долгих десяти лет. Машина была дорогой, и позволить ее себе могли лишь самые состоятельные люди и звезды. Например, Элвис и Фрэнк Синатра.

Porsche 550 Spyder, 1955 г.

Истинно спортивный автомобиль: максимальная скорость – 220 км/ч. Знаменит не только своими рекордами. В 1955 году, не справившись с управлением Porsche550 Spyder, погиб культовый американский актер Джеймс Дин.

Другие выставки в Центре Гейдара Алиева:

Окружающая среда: выставка First Light Рашида Аль Халифы

Услышать цвет: в Баку проходит выставка Деврима Эрбиля «С любовью из Турции»

Текст: Илья Рыбаков

Архивные фотографии: Центр Гейдара Алиева

https://baku-media.ru