Найти тему
Журнал "Баку"

Окружающая среда: выставка First Light Рашида Аль Халифы

Мозаика. 2023
Мозаика. 2023

Центре Гейдара Алиева в Баку проходит выставка First Light бахрейнского художника Рашида Аль Халифы.

Рашид Аль Халифа родился в 1952 году в семье короля Бахрейна. Искусство и дизайн изучал в британском Гастингском колледже. Начинал с пейзажной живописи, но, испытав влияние постимпрессионистов, много экспериментировал в области геометрической абстракции. Результат поисков привел к изменению характера его творчества: в 1990-е годы Рашид стал использовать так называемое объемное полотно, пытаясь объединить минималистическую живописную манеру и скульптуру. К началу нулевых его стиль окончательно сформировался – работы Аль Халифы приобрели концептуальный характер. Органические формы и традиционные арабские орнаменты вылились в живые и абстрактные образы: в качестве опорного материала художник начал широко использовать алюминий, а выставочные проекты стали походить на объединенные пластическим сюжетом кинетические инсталляции.

Проект, который Рашид Аль Халифа представил в Центре Гейдара Алиева, называется First Light, что можно перевести как «первый луч» или «рассвет». Ключом к пониманию идеи экспозиции служит предваряющая выставку серия черно-белых фотографий – это инсталляция из стоящих в море металлических сетей-изгородей, которые рыбаки используют для ограждения участка ловли. Сама композиция этих снимков, где плавные горизонтали волны контрастируют с вертикальным ритмом шестов, тяготеет к геометрии и абстракции. А в разворачивающемся перед зрителем сюжете в той или иной форме обыгрываются особенности национальной охоты и рыбалки.

Каждое солнце должно заходить. 2023
Каждое солнце должно заходить. 2023

Для Аль Халифы важно опираться в творчестве на природный и социокультурный ландшафт своей страны: окружающая среда, признается художник, главный источник его вдохновения. Бахрейн исторически служил морским перекрестком, где сходились многие торговые пути. Название острова переводится как «два моря»: здесь уникальным образом смешиваются воды – соленая океаническая и глубоководная пресная. Вода – источник национальных мифов и благосостояния, с ней связаны и занятия местных жителей – ловцов жемчуга, торговцев и мореплавателей.

Бахрейнцы обладают секретом выращивания высококлассного жемчуга, торговля которым в начале ХХ века значительно обогатила королевство. Специально для ловли была разработана традиционная бахрейнская лодка – доу. А для ловли рыбы используют так называемые хаддры – металлические сетки-ловушки. Их закрепляют в море при помощи кольев: приливная волна гонит косяки в эти загоны. Бахрейнская хаддра сконструирована таким образом, чтобы рыба, плывущая параллельно берегу, во время прилива столкнулась с краем (так называемым крылом) ограждения и, пытаясь спастись, заплыла в более глубокие воды, запутываясь в сужающемся к центру лабиринте.

Сферическое сжатие серого. 2019
Сферическое сжатие серого. 2019

Проект Рашида First Light по своей сути ностальгический: это взгляд художника на национальную культуру, уходящую в прошлое под напором урбанизации.

Работы из серии «Волна» держатся на ритмических повторах, характерных для незамысловатой и одновременно выразительной архитектуры рыболовецких хозяйств. В инсталляции «Хаддра» Аль Халифа повторяет форму традиционной ловушки для рыбы, но использует современный дизайн и нержавеющую сталь – традиционный материал заменяют блестящие вертикали из нержавеющей стали, их мерцающая поверхность заманивает зрителя внутрь конструкции. Вертикали выстроены под таким углом, чтобы позволять потоку света преломляться, а посетителю – менять направление и свободно двигаться. В итоге человек попадает в крепко сбитую ловушку, выглядящую при этом эфемерно.

Спектр VIII. 2021
Спектр VIII. 2021

Часто работы Рашида Аль Халифы существуют на контрастах. Апеллируя к традиционным формам и обыгрывая национальные колориты, художник при этом активно использует материалы индустриальной эпохи. Например, выбирает в качестве ведущего материала алюминий (Бахрейн – крупнейший в мире производитель этого металла), создавая невесомые, гибкие и медитативные композиции.

И все-таки называть Рашида ностальгирующим художником было бы ошибкой, он очень чуток к веяниям современного городского дизайна. Несмотря на стремительное внедрение смелых архитектурных решений и новых урбанистических идей, в городской культуре Бахрейна все же преобладают исламские модели и элементы оформления.

Ритмичные арабески – отличительная черта ближневосточной архитектуры, и серия работ Аль Халифы «Спектр» – размышление о «правилах повторения» в исламском искусстве. Причем повтор в данном случае не имеет оценочной коннотации – это просто данность арабской культуры, которую художник осознает и развивает.

Сферическое отражение. 2023
Сферическое отражение. 2023

Выступая на открытии своей выставки в Центре Гейдара Алиева, Рашид Аль Халифа сказал: «Некоторые из привезенных работ созданы специально для этого показа. Для меня большая честь демонстрировать их здесь – в пространстве с таким прекрасным архитектурным решением. Хотелось бы еще большего расширения программы обмена между Бахрейном и Азербайджаном в области искусства. Благодарю Фонд Гейдара Алиева и его руководство за то, что предоставили идеальную площадку для моей выставки».

Напомним, в настоящее время Рашид Аль Халифа является председателем Совета искусств Бахрейна. Одно из направлений деятельности основанного им RAK Art Foundation – поддержка молодых художников.

Выставка продлится до 10 сентября.

Читайте еще:

Что посетить в Баку: Центр Гейдара Алиева

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Центр Гейдара Алиева

https://baku-media.ru