Найти тему

Как оценить предложение о работе? Непростой, но наглядный способ разобраться со своей внутренней мотивацией

Многие сталкивались с поиском работы и необходимостью принятия решения о выходе на работу. Мне бы хотелось, чтобы у каждого была возможность сделать правильный выбор и в отношении работодателя, и в отношении позиции, и того, что наилучшим образом в данный момент подходит человеку и соответствует его образу жизни и ожиданиям.

Я долго думала, как превратить это не в пустые слова и лозунги, а использовать какой-то инструмент, который может помочь разобраться, во-первых, с собственной мотивацией, а во-вторых, оценить предложение о работе. Однажды мне довелось делать анализ рынка современного искусства и вместе рейтинговым агентством работать над многофакторной моделью оценки, которая базировалась на использовании перечня критериев и присвоении им весов, а затем проставлении баллов оцениваемому объекту, на основе чего в последующем делался рейтинг объектов. Я решила использовать эти знания и опыт для того, чтобы разобраться со своей внутренней мотивацией при выборе нового места работы и учесть факторы и критерии выбора с точки зрения кандидата.

Photo by Adeolu Eletu on Unsplash
Photo by Adeolu Eletu on Unsplash

1. Определяем критерии оценки предложений о работе

У каждого человека есть свой набор тех или иных значимых факторов, которые влияют на его выбор. Не всегда эти критерии очевидны и лежат на поверхности. Поэтому я рекомендую сесть и уделить время тому, что на самом деле важно для вас. Приведу несколько, как мне кажется, самых распространенных:

  • Уровень заработной платы и бонусы. Для каждого человека есть свой уровень доходов, на который он ориентируется, к чему стремится. Важно определить для себя ту сумму, за которую вы готовы выполнять работу и достигать результат. В качестве основы выбора желательно взять не только достаточный и желаемый уровень жизни, имеющиеся обязательства, долгосрочные расходы, которые вы несете, такие как ипотека, содержание близких, оплата учебы и т.д., но и рыночный уровень компенсации в других компаниях по той позиции, которую вы для себя рассматриваете.
  • Уровень позиции. Ни для кого не секрет, что помимо квалификации и опыта на выбор уровня позиции может влиять склад характера, готовность брать на себя ответственность за организацию труда других людей, жизненные обстоятельства, уровень допустимого стресса или времени, которое готов уделять человек работе во внерабочее время. Да-да именно так - "во вне рабочее время". Человек определяет для себя сам тот уровень должности, который для него приемлем: менеджер, начальник отдела, топ-менеджер, каждая позиция имеет как свои плюсы, так и минусы.
  • Сфера деятельности. Одни люди готовы работать в узкой специализированной области, совершенствовать свои навыки много лет и не менять сферу деятельности. Другие, наоборот, хотят сменить профессию и расширить перечень решаемых задач, добавив их из смежных областей. Чем вы готовы/хотели бы заниматься? Я, например, люблю финансы, готова изучать их, постоянно актуализировать знания, наращивать компетенцию в смежных областях, чтобы еще лучше понимать свою профессию.
  • Должностные обязанности. Определив для себя сферу деятельности, вы можете составить тот перечень задач, которыми готовы заниматься. Можно посмотреть разные открытые позиции, вакансии, что актуально, а что нет, пересмотреть свой опыт и на базе этого составить то, что вам близко и хотелось бы делать на новом месте. Возможно это будет то же самое, что вы делали раньше, а может быть вы оставите только 70% из того, что было и решитесь на расширение задач.
  • Личность руководителя. Обычно говорят так: "Приходят в компанию, а уходят от руководителя." Действительно ли вы понимаете, как будете работать с вашим руководителем? Он вам понравился как человек, как профессионал, как лидер, образ которого вас вдохновил? Вы точно понимаете, что сможете найти общий язык и подстроиться под требования вашего руководства? Есть ли что-то, что вас могло смутить во время собеседования и вызвало сомнения? А может быть вы поняли, что поведение человека уже во время собеседования оставляет желать лучшего. Ну, или, наоборот, вы отлично ладите с любыми людьми и готовы находить подход к любому человеку, поэтому личность руководителя на самом деле для вас не так уж и важна.
  • Место работы (территориально). Что для вас важно при выборе места работы? Красивый офис, удобство расположения, время, которое будет затрачено на дорогу, наличие транспорта? Или вы вообще не готовы работать в офисе и вам важна удаленная работа? А может быть вы ради хорошей позиции готовы переехать в другой город и сменить место жительства и наладить свой быт заново?
  • Социальный пакет. В разных компаниях предоставляется абсолютно разный объем возможностей. Кто-то готов оплачивать сотрудникам обучение, абонемент в фитнес-клуб, мобильную связь, а где-то нет и ДМС. Насколько для вас важна эта составляющая с учетом предлагаемого уровня заработной платы?
  • Интенсивность работы, ненормированный график работы. Вы активны, готовы проводить на работе не менее 12 часов в день вместо положенных восьми, работать в субботу и иногда в воскресенье? Тогда возможно позиция, где предусмотрены постоянные переработки вас не отпугнет. А может быть вам надо заботиться о близких, у вас по выходным учеба или по вечерам вам надо в строго отведенное время забирать детей из школы. Что является нормой для вас и что предлагает компания?
  • Корпоративная культура. Пожалуй самое сложное для оценки до входа на территорию работодателя. Как ведут себя люди в компании? Спокойны, доброжелательны или, наоборот, молча выполняют свою работу, сидя на рабочих местах с суровыми лицами? Как вел себя HR?Оценить атмосферу в компании можно как по косвенным признакам, так и собрав информацию из открытых отзывов о работодателе или у бывших и нынешних коллег. Последнее, пожалуй, самое сложное. Кроме этого, всегда есть те, кто ушел обиженным на работодателя или, наоборот, его/ее все устраивало, но ценности и подходы в работе и взаимодействию в коллективе у вас абсолютно разные. Но попытаться собрать информацию действительно стоит.
  • Отрасль компании. Есть профессии, для которых отрасль совершенно не играет роли с точки зрения выполнения профессиональных обязанностей. Однако чем выше уровень позиции или специфичнее задачи, тем сложнее переход из одной отрасли в другую. Кроме этого, работодатели часто ищут профильных кандидатов и в качестве требования выставляют опыт работы в определенной индустрии. Но есть еще один важный момент и связан он с корпоративной культурой. Иногда специфика деятельности очень сильно откладывает отпечаток на поведении людей в коллективе и ценностях, которых придерживаются сотрудники компании. Иногда в отрасли могут быть сильны разные стереотипы. Недавно писала статью на этот счет. Предугадать невозможно, но подумать о том, что может ожидать, все-таки стоит.
  • Белая компания. Здесь я думаю все понятно. Основной вопрос - соблюдает ли компания Трудовой кодекс, как выплачивается заработная плата, есть ли риски неполучения заявленного дохода в будущем. Попросту говоря, когда вы начнете работать, есть ли риск, что вам просто не заплатят то, что обещали?
  • Финансовое положение компании. Особенно сильно эта составляющая влияет на работу финансистов, корфинов, казначеев, экономистов, а также тех, кто отвечает за реализацию амбициозных инвестиционных проектов. Сейчас информация о финансовых результатах деятельности компании вполне открыта, достаточно зайти на сайт налоговой или воспользоваться услугами сервисов, которые проводят аналитику деятельности различных компаний. Основная задача до входа в компанию - оценить перспективность заявляемых планов и задач и скорректировать ожидания от должностных обязанностей с учетом фактического положения дел в компании.

Безусловно, есть много других факторов, которые могут оказаться важными лично для вас, или, наоборот, список из двенадцати перечисленных существенно сократится, так как они для вас не имеют значения. Но после того, как вы перечислили все, что для вас важно, можно приступать к дальнейшим шагам.

2. Попарное сравнение факторов на основе метода анализа иерархий

Теперь собственно и начинается работа по оценке важности этих факторов с использованием ранжирования и весов. Поясню на примере, допустим вы написали свой список, что для вас важнее - высокая заработная плата или хорошая должность? Что критичнее - наличие интересных обязанностей или то, что компания белая? Что вы предпочтете - получить отличный социальный пакет или работать в подходящей для вас корпоративной культуре?

В 1980 году математик Томас Лори Саати описал метод попарного сравнения, в основе которого лежит сопоставление критериев по принципу значимости одного над другим, таким образом, чтобы по результатам этого упражнения, каждый критерий имел свой собственный вес в иерархии. Возьмем за основу этот метод и используем его для описанных выше 12 факторов. Для оценки значимости каждого фактора воспользуемся баллами от 1 до 12: единица означает, что сравниваемые попарно критерии равнозначны, а оценка в 12 баллов, наоборот, что сравниваемый первый критерий со вторым максимально важен, в то время, как второй неважен совсем.

Идем по порядку и сравниваем попарно первый фактор со всеми остальными и проставляем свои субъективные оценки по степени важности этих факторов лично для вас.

Теоретические измышления на этот счет могут выглядеть примерно так: сравнивая два первых фактора между собой, что для меня важнее высокий уровень заработной платы или высокий уровень позиции? Например, уровень высокой оплаты важен и вообще все равно какую должность занимать, тогда первому фактору при сравнении со вторым вы отводите 12 баллов, а второму 1 балл. Или это не совсем так? Да, вам важна заработная плата, но если будет высокая позиция, вы готовы изменить свои взгляды и снизить свои ожидания по доходу. В этом случае, вы оцениваете важность заработной платы по сравнению с получением определенного уровня должности, например, на 4 балла. Как-то так. Муторно, долго, но зато разберете всю вашу внутреннюю мотивацию по полочкам.

Я сделала это упражнение для того, чтобы проиллюстрировать, как может выглядеть такой процесс и сразу посчитала сумму баллов по каждому критерию и его вес среди остальных (разделила общий суммарный бал каждого критерия на общую сумму проставленных баллов по всем критериям).

Источник: Финансовый ликбез: просто о сложном
Источник: Финансовый ликбез: просто о сложном

Сделав такое упражнение, мы получим не просто список критериев, а еще оценку степени важности каждого фактора лично для вас. Оценка безусловно субъективная и поэтому, получив результаты, желательно еще раз посмотреть на них критично - так ли все для вас на самом деле?

Еще раз повторюсь, что это пример, и ваши факторы, как и степень их значимости, могут кардинально отличаться. Цель такого упражнения - выявить вашу личную мотивацию и то, что в наибольшей степени определяет ваш выбор будущей работы. Часть факторов из примера вообще могут для вас не иметь никакого значения и у вас есть иные, более значимые для вас критерии выбора, например, бренд работодателя, стабильность, наличие возможностей для карьерного роста, развития, получение ценного опыта и многое другое.

3. Оценка предложения о работе

Предположим, что вы получили сразу два предложения о работе. Есть множество способов, как взвесить все за и против полученных офферов. Если вы уже со всеми посоветовались, прокрутили все ни по одному разу в голове, прислушались к интуиции, поговорили с женой/мужем или с карьерным консультантом, но все равно чего-то не хватает, можно воспользоваться сравнением полученных предложений и оценить их по важным для вас критериям на бумаге. Это позволит чуть лучше упорядочить ваши мысли для принятия решения.

Как это можно сделать? Попробуйте разложить каждый оффер и оценить, насколько самые важные критерии для вас соблюдены. Можно опять воспользоваться балльной оценкой от 1 до 10. Где 10 - максимально учтено и даже лучше, а 1 - совсем не учтено. Вот, как это может выглядеть:

Источник: Финансовый ликбез: просто о сложном
Источник: Финансовый ликбез: просто о сложном

Все веса факторов в конечном итоге - это субъективная оценка, которая может зависеть от того, что важно для человека в момент размышлений (все ли указал? что не посчитал нужным упомянуть? А точно ли этот фактор важнее, чем другой?). Кроме этого, такой срез не учитывает будущее изменение ситуации и приоритетов, а также еще один очень критичный момент - как на самом деле будет развиваться ситуация с выходом и последующей работой у работодателя с учетом того, что вы о работодателе не знали.

Оценка базируется на субъективном понимании ситуации и при изменении перечня критериев и баллов вес критериев и результаты ранжирования меняются. Поэтому такой подход может быть полезен с целью упорядочивания и определения факторов собственной мотивации, чтобы чуть лучше разобраться, а что же для вас играет наиболее важную роль при принятии решений о рассмотрении различных предложений о работе, когда выбор не очень очевиден. Иногда лучше проделать такую работу до выхода на работу, чем столкнуться с ситуацией, когда уже после принятия оффера и выхода на работу, вы поняли, что это совершенно не то, что вам было нужно.

Желаю, чтобы работа вашей мечты вас нашла и вам сделали отличное предложение, которое подходит вам наилучшим образом!

Теперь также в Телеграм.