Сегодня у нас снова тот случай, когда информации о художнике крайне мало, но хоть какие-то данные есть и на том, как говорится, спасибо. И до нас дошло некоторое (незначительное, правда) количество его работ, а это, быть может, даже важнее, нежели биографические данные, ведь главное наследие художника - это его произведения искусства.
Родился Яков Степанович Башилов в Москве в купеческой семье и произошло это весной 1839 года. Изначально обучался в физико-математическом факультете Московского университета. Очевидно, что с физматом не задалось - университет он не закончил, хотя и получил на выходе звание домашнего учителя спустя два года обучения (то есть в 1862 году, если кому интересны точные года). А вот параллельно он посещал рисовальные классы главного московского художественного высшего учебного заведения - Училища живописи, ваяния и зодчества.
В итоге выбор явно был сделан в пользу живописи, потому как, закончив с университетом, Башилов поступает в Училище, где его преподавателем был Е.С. Сорокин. Во время обучения он получает большую и малую серебряные медали (в Училище золотых медалей не было, в отличие от Академии художеств).
До нас дошли только названия тех работ: "Игра в шахматы (Из жизни Иоанна Грозного)" и "Трубочист". По ним становится ясно, что художник еще во время обучения определился с жанром в котором он будет работать. Тогда ее называли "бытовой" живописью, сейчас - жанровой.
По окончании Училища (в звании классного художника III-ей степени) в 1869 году он уезжает в столицу для продолжения обучения в Академии художеств, которою в итоге закончит спустя три года классным художником I-ой степени, то есть он получил максимальную академическую награду - большую золотую медаль за работу, представленную выше. На этом скудные данные о художнике практически заканчиваются. Известно, что Башилов жил в Москве и работал прежде всего как жанрист.
Так, Александр Бенуа упомянет его в своем списке "сладких" художников-жанристов, "продолжающих из года в год ныть и плакаться над всевозможными грустными обстоятельствами русской жизни или указывать на некоторые успехи в ней", наряду с Пелевиным и Платоновым, о которых я уже успел вам рассказать:
Впрочем, критичность и язвительность Александра Бенуа по отношению к жанровым живописцам вряд ли можно назвать объективной, ведь он был ярым представителем совершенно другого стиля - модерна.
В 1897 году художник умирает в городе, в котором родился, обучался живописи и жил большую часть своей жизни - Москве. К сожалению, не особо насыщенный рассказ получился сегодня, но что поделаешь - как говорится, что есть, то есть.
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже). А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.