Найти в Дзене
История живописи

"Сладкий" художник-жанрист и его позабытые картины

Сегодня снова речь пойдет о художнике, достаточно известным в свое время, но ныне основательно подзабытым. По большей части он известен своими жанровыми картинами (чаще всего небольшого формата) и именно их вы сегодня увидите в немалом количестве. Иван Андреевич Пелевин родился в 1841 году в Петербурге. Данных о его жизни не так уж много, поэтому сегодня не будет длительного биографического рассказа. Шестилетнее обучение в Академии художеств нельзя сказать, что закончилось успехом, ведь он окончил курс (в 1862-м году) всего лишь неклассным художником, то есть с низшим из возможных званий. Однако перед нами тот нечастый случай, когда художник пошел вверх по карьерной лестнице уже после окончания обучения, то есть быстро совершенствуя навыки на практике. Уже спустя два года ему выдают звание классного художника III-ей степени, а в 1869 году он совершит сразу же резкий "скачок" в академики за ряд жанровых картин, созданных и представленных в том же году на академической выставке. Позднее
"Молодая мать", И.А. Пелевин, 1869. Третьяковская галерея, Москва.
"Молодая мать", И.А. Пелевин, 1869. Третьяковская галерея, Москва.

Сегодня снова речь пойдет о художнике, достаточно известным в свое время, но ныне основательно подзабытым. По большей части он известен своими жанровыми картинами (чаще всего небольшого формата) и именно их вы сегодня увидите в немалом количестве.

Иван Андреевич Пелевин родился в 1841 году в Петербурге. Данных о его жизни не так уж много, поэтому сегодня не будет длительного биографического рассказа. Шестилетнее обучение в Академии художеств нельзя сказать, что закончилось успехом, ведь он окончил курс (в 1862-м году) всего лишь неклассным художником, то есть с низшим из возможных званий. Однако перед нами тот нечастый случай, когда художник пошел вверх по карьерной лестнице уже после окончания обучения, то есть быстро совершенствуя навыки на практике.

"Дети в санях", И.А. Пелевин, 1870. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Дети в санях", И.А. Пелевин, 1870. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"В избе", И.А. Пелевин, 1885.
"В избе", И.А. Пелевин, 1885.

Уже спустя два года ему выдают звание классного художника III-ей степени, а в 1869 году он совершит сразу же резкий "скачок" в академики за ряд жанровых картин, созданных и представленных в том же году на академической выставке. Позднее он единственный раз поучаствует и в выставке передвижников, но все же это было явно не его. Известный своими критическими замечаниями, историк искусства Александр Бенуа так напишет о нем, сравнивая его, кстати говоря, с вполне уважаемым передвижником, "святой простотой":

...сладковатый и слезливый Лемох, вечно повторявший одних и тех же "сироток", "падчериц" и т. п., сентиментальные сценки из жизни крестьянских детей; в таком же духе работавшие, но еще более сладкие Пелевин...
"Старик с котом", И.А. Пелевин, 1887.
"Старик с котом", И.А. Пелевин, 1887.
"Первенец", И.А. Пелевин, 1888. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Первенец", И.А. Пелевин, 1888. Русский музей, Санкт-Петербург.

Кроме живописи Пелевин еще занимался мозаикой, в частности он привлекался к мозаичным работам в Исаакиевском соборе Петербурга. Через несколько лет живописец уедет из столицы и поедет за запад империи, дабы "служить при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском".

"Дедушка глуховат", И.А. Пелевин, 1889.
"Дедушка глуховат", И.А. Пелевин, 1889.
"Кормление ребенка", И.А. Пелевин, 1890. Тюменский музей изобразительных искусств.
"Кормление ребенка", И.А. Пелевин, 1890. Тюменский музей изобразительных искусств.

Это назначение растянется на долгие десять лет. По возвращении в Петербург (1884 год) художник снова продолжит писать жанровые полотна и работать в мозаичном отделении Академии художеств. Конечно, его работы далеки от передвижников, о чем в принципе писали и в то время, и позднее. Так, искусствовед той эпохи Федор Булгаков писал:

Художник старается и успевает уловить светлые стороны в крестьянском быту. Это — семья с ее скромными радостями, круг детей, по-братски живущих с животными, искреннее упоение простолюдинки чувствами материнской любви... В изображении такой крестьянской идиллии... Пелевин пока не имеет себе соперников. Даже в жилой избе он умеет подсмотреть такую обстановку, которая позволяет художнику проявить и вкус, и такт.
"Ненаглядный", И.А. Пелевин, 1890. Пермская художественная галерея.
"Ненаглядный", И.А. Пелевин, 1890. Пермская художественная галерея.

Другой исследователь, колумнист газеты "Художественные ведомости" В. Чуйко вторил искусствоведу:

Пелевин ищет в сюжете не воспроизведение типов, а передачи известного поэтического чувства. Жанр, понимаемый таким образом, интереснее и значительнее простой, голой, протокольной... действительности.
"Боярышня", И.А. Пелевин, 1892. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Боярышня", И.А. Пелевин, 1892. Омский областной музей изобразительных искусств.

Конечно, в среде передвижников Пелевин понимания не нашел и это в целом понятно, у них было другое видение жанровой живописи. Хотя упоминаемый в начале статьи Лемох, с его схожими картинами оставался передвижником до конца своих дней, хоть и несколько выделявшимся из их общего ряда. Так что выходит, что всё это достаточно условно.

"Старый поклонник", И.А. Пелевин, 1896.
"Старый поклонник", И.А. Пелевин, 1896.

В любом случае, добродушные картины Пелевина, на мой взгляд, весьма любопытны и часто вызывают улыбку, а иногда и умиление. Лично я не вижу в этом ничего плохого, в конце концов в живописи всем найдется место и суровым реалистам, и сентименталистам. А зритель уже найдет того, кто ему по душе и будет наслаждаться именно такими полотнами.

А как показалось вам, достойны ли эти картины созерцания? Или вам кажется, как и Бенуа (в его книге, изданной в 1902 году), что "слащавые" картины не стоят даже особого упоминания? Высказывайтесь в комментариях, а у меня на сегодня все. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".

 "Беседа", И.А. Пелевин, 1909. Частное собрание.
"Беседа", И.А. Пелевин, 1909. Частное собрание.