Найти тему
История живописи

Крестьянские дети и другие типажи на картинах Харитона Платонова

"Деревенский пейзаж с церковью", Х.П. Платонов, 1872. Частное собрание.
"Деревенский пейзаж с церковью", Х.П. Платонов, 1872. Частное собрание.

К сожалению, данные о художнике Харитоне Платоновиче Платонове не особо отличаются разнообразием в источниках: родился он (1842 год) в крестьянской семье, в одном из сел Ярославской губернии, причем судя по уезду (Мологскому), оно могло быть затоплено в результате создания Рыбинского водохранилища. В дальнейшем, правда, он будет практически не связан с родными местами: долгие 11 лет он будет обучаться в петербургской Академии художеств, затем будет преподавать в Царскосельском уездном училище, а потом уедет в Киев, где и проведет всю оставшуюся жизнь.

Но это я забежал вперед, итак в 1870 году он выпускается из Академии всего лишь классным художником III-й степени, но не отчаивается (звание не было высоким, хотя и не низшим из возможных, как написано в некоторых источниках) и через два года отправляет несколько картин на академическую выставку. За них он получит звание художника II-ой степени.

"Крестьянская девочка (Молоко пролила", Х.П. Платонов, 1876. Томский областной художественный музей.
"Крестьянская девочка (Молоко пролила", Х.П. Платонов, 1876. Томский областной художественный музей.
"Мальчик, стреляющий из лука", Х.П. Платонов, 1878. Новгородский музей-заповедник.
"Мальчик, стреляющий из лука", Х.П. Платонов, 1878. Новгородский музей-заповедник.

В дальнейшем художественные таланты Платонова еще отметят различными медалями: Булгаков пишет, что в в 1879 году он "получил золотую медаль Ржевской и Демидова за экспрессию в картине «Мальчик-болгарин»". Отмечу, что учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов (а остальное, как сказали бы сейчас, "капитализировалось").

В конце 1870-х годов художник переезжает в Киев, где, что называется, обретет вторую родину. Там он будет преподавать в Киевской рисовальной школе, а далее в Киевском художественном училище, в создании которого он принял самое активное участие. Признание Академии постепенно придет к нему в полной мере: в 1884 году он станет художником I-ой степени, а через девять лет Платонову присвоят звание академика.

"Маленькая няня", Х.П. Платонов, 1880. Иркутский областной художественный музей.
"Маленькая няня", Х.П. Платонов, 1880. Иркутский областной художественный музей.

Именно академиком его застанет в Киеве Михаил Нестеров, который будет упоминать о нем вскользь в своих воспоминаниях:

Я сделался свободным человеком. Расстался с Киевом. Провожать меня на вокзал приехали вся семья Праховых, все «соборяне» и киевские друзья. Прелестный старичок художник Харитон Платонович Платонов расплакался, как ребенок, прощаясь со мной. Всем этим я был очень тронут.

Отмечу, что, учитывая насколько идиллическими были картины художника, вряд ли можно удивляться такой сентиментальности их создателя.

Платонов выставлялся и на нескольких выставках передвижников, но в целом нельзя сказать, чтобы его творчество сильно перекликалось с Товариществом: тот же Нестеров вспоминал, что одну из поздних картин Платонова "завернул" совет Академии художеств как раз тогда, когда там появилось много передвижников:

И жюри при принятии картин на академическую выставку тоже составляется из них [передвижников - пояснение автора] (следствием чего бедный академик Платонов в первый раз в жизни и на старости лет был там забракован, старик очень убит, вещь была не настолько плоха, и наверно, напринимали и более слабые).
"Купите ягод!", Х.П. Платонов, 1888. Частное собрание.
"Купите ягод!", Х.П. Платонов, 1888. Частное собрание.
"Мальчик с собакой", Х.П. Харитонов. Национальный художественный музей, Киев.
"Мальчик с собакой", Х.П. Харитонов. Национальный художественный музей, Киев.

Критик Александр Бенуа, естественно, считал Платонова "сладким", наряду с другим жанровым художником Иваном Пелевиным, о котором я вам уже рассказывал не так давно:

Практически в каждой статье о художнике приводят высказывание Федора Булгакова о том, что "излюбленный сюжет Платонова - типы молодых девушек с выражением элегического настроения". Пожалуй, что так оно и есть, по крайней мере, подобных картин художника до нас дошло немало:

"Цыганка с бубном", Х.П. Платонов, 1877. Национальная галерея искусств, Львов.
"Цыганка с бубном", Х.П. Платонов, 1877. Национальная галерея искусств, Львов.
"Оксана" (из повести Н. Гоголя "Ночь перед рождеством"), Х.П. Платонов, 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Оксана" (из повести Н. Гоголя "Ночь перед рождеством"), Х.П. Платонов, 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Девушка у колодца", Х.П. Платонов, 1890. Частное собрание.
"Девушка у колодца", Х.П. Платонов, 1890. Частное собрание.

Я думаю многим художник знаком и запомнился именно этими девичьими и детскими лицами и, конечно, глазами, которыми они смотрят на нас с картин, будто оживая. Конечно, критики видели в этом идеализм, элегию и "салонность", но спустя века они уже канули в лету, а картины все так же радуют нас этими взглядами из прошлого.

"На речке", Х.П. Платонов, 1897. Частное собрание.
"На речке", Х.П. Платонов, 1897. Частное собрание.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.