К сожалению, данные о художнике Харитоне Платоновиче Платонове не особо отличаются разнообразием в источниках: родился он (1842 год) в крестьянской семье, в одном из сел Ярославской губернии, причем судя по уезду (Мологскому), оно могло быть затоплено в результате создания Рыбинского водохранилища. В дальнейшем, правда, он будет практически не связан с родными местами: долгие 11 лет он будет обучаться в петербургской Академии художеств, затем будет преподавать в Царскосельском уездном училище, а потом уедет в Киев, где и проведет всю оставшуюся жизнь.
Но это я забежал вперед, итак в 1870 году он выпускается из Академии всего лишь классным художником III-й степени, но не отчаивается (звание не было высоким, хотя и не низшим из возможных, как написано в некоторых источниках) и через два года отправляет несколько картин на академическую выставку. За них он получит звание художника II-ой степени.
В дальнейшем художественные таланты Платонова еще отметят различными медалями: Булгаков пишет, что в в 1879 году он "получил золотую медаль Ржевской и Демидова за экспрессию в картине «Мальчик-болгарин»". Отмечу, что учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов (а остальное, как сказали бы сейчас, "капитализировалось").
В конце 1870-х годов художник переезжает в Киев, где, что называется, обретет вторую родину. Там он будет преподавать в Киевской рисовальной школе, а далее в Киевском художественном училище, в создании которого он принял самое активное участие. Признание Академии постепенно придет к нему в полной мере: в 1884 году он станет художником I-ой степени, а через девять лет Платонову присвоят звание академика.
Именно академиком его застанет в Киеве Михаил Нестеров, который будет упоминать о нем вскользь в своих воспоминаниях:
Я сделался свободным человеком. Расстался с Киевом. Провожать меня на вокзал приехали вся семья Праховых, все «соборяне» и киевские друзья. Прелестный старичок художник Харитон Платонович Платонов расплакался, как ребенок, прощаясь со мной. Всем этим я был очень тронут.
Отмечу, что, учитывая насколько идиллическими были картины художника, вряд ли можно удивляться такой сентиментальности их создателя.
Платонов выставлялся и на нескольких выставках передвижников, но в целом нельзя сказать, чтобы его творчество сильно перекликалось с Товариществом: тот же Нестеров вспоминал, что одну из поздних картин Платонова "завернул" совет Академии художеств как раз тогда, когда там появилось много передвижников:
И жюри при принятии картин на академическую выставку тоже составляется из них [передвижников - пояснение автора] (следствием чего бедный академик Платонов в первый раз в жизни и на старости лет был там забракован, старик очень убит, вещь была не настолько плоха, и наверно, напринимали и более слабые).
Критик Александр Бенуа, естественно, считал Платонова "сладким", наряду с другим жанровым художником Иваном Пелевиным, о котором я вам уже рассказывал не так давно:
Практически в каждой статье о художнике приводят высказывание Федора Булгакова о том, что "излюбленный сюжет Платонова - типы молодых девушек с выражением элегического настроения". Пожалуй, что так оно и есть, по крайней мере, подобных картин художника до нас дошло немало:
Я думаю многим художник знаком и запомнился именно этими девичьими и детскими лицами и, конечно, глазами, которыми они смотрят на нас с картин, будто оживая. Конечно, критики видели в этом идеализм, элегию и "салонность", но спустя века они уже канули в лету, а картины все так же радуют нас этими взглядами из прошлого.
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.