Найти в Дзене
Lectorient

Книга и ислам: почему одно не может без другого?

Нельзя представить исламский мир без книжной традиции, так как в исламе человек узнает о Боге именно посредством книги. Благодаря этому и традиция письма приобретает сакральность.
Считается, что уже при пророке Мухаммеде, его слова стали записывать на подручных предметах. Но так как многие из них были недолговечны, никакого следа от них не осталось. Основная систематизация Корана началась лишь в середине VII в. Здесь уже использовались более долговечные носители. Изначально текст записывался на папирусе и пергаменте. Первые списки Корана появились в VII-VIII вв. и были написаны особым почерком «хиджази».
Распространение ислама во многом связано с чтением и созданием книг. После смерти пророка его преемники - халифы - покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. И об исламе стали узнавать не через изображение, а через слово и орнамент. Отсюда слово начинает приобретать особенную роль.
С X в. популя

Фото взято из открытого фотостока Canva
Фото взято из открытого фотостока Canva

Нельзя представить исламский мир без книжной традиции, так как в исламе человек узнает о Боге именно посредством книги. Благодаря этому и традиция письма приобретает сакральность.

Считается, что уже при пророке Мухаммеде, его слова стали записывать на подручных предметах. Но так как многие из них были недолговечны, никакого следа от них не осталось. Основная систематизация Корана началась лишь в середине VII в. Здесь уже использовались более долговечные носители. Изначально текст записывался на папирусе и пергаменте. Первые списки Корана появились в VII-VIII вв. и были написаны особым почерком «
хиджази».

Распространение ислама во многом связано с чтением и созданием книг. После смерти пророка его преемники - халифы - покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. И об исламе стали узнавать не через изображение, а
через слово и орнамент. Отсюда слово начинает приобретать особенную роль.

С X в. популярность стали получать Аббасидские Кораны, которые были написаны другим почерком - «
восточным куфи». И в это же время происходит вытеснение пергамента и папируса бумагой. К XI-XII вв. стала развиваться система почерков, которая впоследствии получит название «классическая шестерка почерков».

На Ближнем Востоке стали появляться различные предметы, связанные с письмом, формировалась особая культура их использования. Например, писать стали
каламом - тростниковым стержнем с заострённым концом. Он играл большую роль в написании текста. Для калама были созданы специальные пеналы - каламданы. Поначалу их делали из камня, затем стали вырезать из дерева, наносить на них различные рисунки и каллиграфические надписи. Для удобства чтения Корана изобрели рахле – специальную подставку. Она помогает соблюсти правильный угол наклона для чтения, а также способствует сохранению книги. Впоследствии стали появляться китабхане - библиотеки-мастерские. Здесь люди трудились над созданием уникальных книг с красивой обложкой, яркими красочными миниатюрами внутри и каллиграфическим текстом.

Говоря о книгах, стоит отметить огромную популярность
книжных миниатюр. Это искусство начало развиваться в домонгольское время в XI- XII вв. и формировалось оно под влиянием дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Центральной Азии, Закавказья. Также большое влияние на него оказала сиро-христианская и манихейская традиции. В первые века формирования исламского изобразительного искусства арабы на покорённых ими территориях Византии и империи Сасанидов встречали изображения повсюду: на дорогих тканях, предметах торевтики и т. д. Наличие миниатюр в книге резко повышало их и без того не малую в те времена цену. Часто в роскошных рукописях каллиграфы оставляли страницы для миниатюр пустыми. Это делалось для того, чтобы художник наклеил на них особые листы, на которых потом и писались миниатюры. Только обеспеченные люди могли поначалу купить такие книги.

В монгольский период в книжную миниатюру стал проникать китайский стиль изображения. Интерес к книгам возрастал.

Подробнее о связи книжной миниатюры и ислама смотрите в нашей бесплатной лекции «Слово и образ. Искусство книги в мусульманском мире».

Лектор: Любимова Полина - сотрудник государственного Эрмитажа, специалист по культуре и искусству стран ислама.



Литература:

Материал для данной статьи взят из лекции: https://blog.lectorient.ru/lectori/Онлайн-лекция%20«Слово%20и%20образ.%20Искусство%20книги%20в%20мусульманском%20мире

Возможно вам будут интересны следующие статьи: