Креативный интеллект (creative intelligence), коротко говоря, – это психические способности создания нового.
Попробуем его структурировать.
Как известно, к новому можно придти двумя путями:
1. Сознательным – системное, логическое, причинно-следственное, критическое мышление. Есть проблема или потребность в чем-то, ну и начинаешь ее обдумывать, искать варианты решения, зачастую, ограничиваясь прошлым опытом и здравым смыслом (подобное, шаблонное) – конвергентное мышление, либо пытаясь найти другие подходы к решению, его варианты – дивергентное мышление.
Можно использовать методы эвристики, ТРИЗ как технологию и инструменты креативного мышления.
2. Сверхсознательным с использованием скрытых особенностей работы нашего мозга, его нейронной системы – отпустил проблему (задачу, потребность), а мозг втихомолку работает над ней, что ты не осознаешь, а внезапно получаешь готовое решение – инсайт, озарение, эврика!
Такое умение вполне можно нарабатывать: мозг – орган отзывчивый, готовый придти на помощь. Не забывайте только его просить по доброму и говорить спасибо!
Но помним, что мозг вначале должен получить информацию о решаемой проблеме и стадии ее решения, так что, все равно, придется начать с ее осознания и попыток решения.
Нужно сказать, что креативная деятельность нуждается в большей энергии, чем стандартная, а источником энергии являются стимулы (внешний побудитель), мотивы (внутренний побудитель) и эмоции, которые так и называют – креативные или творческие эмоции: любопытство, любознательность, интерес, жажда познания («хочу все знать, все попробовать самому»), желание созидания («творческий зуд»), удивление, восхищение, вдохновение.
Эти эмоции работают как мотивы, хотя, конечно, есть и противоположные (вредные, демотивирующие) эмоции.
Таким образом, креативный интеллект состоит из двух рабочих частей – сознательной и сверхсознательной – и одной энергетической (мотивирующей части). Если чего-то нет, то возникают проблемы с творчеством.
Да, чуть не забыл еще об одной составляющей – это наши гены, которые формируют задатки к творческой деятельности, определяют твой творческий потенциал: неспособный (бестолковый), способный (толковый), талантливый, гениальный (!).
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»