Найти в Дзене
Василий Дурных

Учебка " Вождение, часть пятая"

Курс молодого бойца пролетел незаметно, и после принятия присяги мы приступили к полноценным занятиям по овладению специальностью механика водителя. Занятия проводились в учебном корпусе, где мы изучали материальную часть по узлам и агрегатам. Эти учебные пособия были представлены как в разрезе, так в оригинальном виде. А на стенах учебных классов повсюду висели многочисленные плакаты, таблицы с регулировками, инструкциями. И все это многообразие учебных пособий, позволяло курсантам довольно неплохо изучать устройство боевой машины. Кроме занятий в учебном корпусе, проводились и практические занятия, непосредственно в парке. Там мы помогали в обслуживании и ремонте, механикам-инструкторам из батальона постоянного состава. Ну и основой всего обучения, было практическое вождение машин на танкодроме. Начинали с самого простейшего, посадке в машину и закрыванию люка. Затем после посадки, учили выполнять всю последовательность подготовки к запуску двигателя и началу движения. Начиная от вкл

Курс молодого бойца пролетел незаметно, и после принятия присяги мы приступили к полноценным занятиям по овладению специальностью механика водителя. Занятия проводились в учебном корпусе, где мы изучали материальную часть по узлам и агрегатам. Эти учебные пособия были представлены как в разрезе, так в оригинальном виде. А на стенах учебных классов повсюду висели многочисленные плакаты, таблицы с регулировками, инструкциями. И все это многообразие учебных пособий, позволяло курсантам довольно неплохо изучать устройство боевой машины. Кроме занятий в учебном корпусе, проводились и практические занятия, непосредственно в парке. Там мы помогали в обслуживании и ремонте, механикам-инструкторам из батальона постоянного состава. Ну и основой всего обучения, было практическое вождение машин на танкодроме. Начинали с самого простейшего, посадке в машину и закрыванию люка. Затем после посадки, учили выполнять всю последовательность подготовки к запуску двигателя и началу движения. Начиная от включения массы, и открытия вентилей баллонов с сжатым воздухом, затем запуска двигателя и установки оборотов холостого хода. Потом учили включать передачу, и плавно опуская педаль главного фрикциона, трогаться с места. Для того чтобы неопытные курсанты не рвали машину, ее разували, и получался тренажер для начинающих. Машины, на которых мы учились водить, были Т-54 и Т-55. После овладения навыка посадки в машину, запуска двигателя и трогания с места, учили движению по кругу. Вначале на второй передаче, затем переходили на более высшие передачи. А уже когда после нескольких занятий, курсант немного привыкал к машине, начинали учить преодолевать препятствия. Это такие как колейный мост, противотанковый ров, курган, участок заграждения с минными проходами. Каждое препятствие имело свои особенности по технике преодоления, и поэтому отрабатывалось по отдельности. После того, как у курсантов появлялся навык прохождения препятствий, начинали водить полное упражнение. Это круг на танкодроме, около пяти километров, с преодолением всех препятствий. Упражнение выполнялось на время, при этом учитывалась чистота преодоления препятствия. То есть курсант при движении, должен был не выезжать за границы препятствия, не задевать ограничительных столбов, не глохнуть и скатываться назад. По итогам заезда выставлялась оценка. Во время движения, на машине всегда присутствовал механик-инструктор. Он постоянно находился на связи с курсантом, сидя в командирском люке и подсказывал, или указывал на ошибки. Иногда инструктор сидел на стволе пушки обхватив ее ногами, так что его сапог находился над головой курсанта. И если обучаемый делал что-то не так, или наезжал на неровности, и машина сотрясалась, то сапог инструктора тут же опускался на голову курсанта. В шлемофоне это было не больно, но все равно ощущалось. Вообще в процессе обучения мы отрабатывали несколько упражнений. Кроме преодоления препятствии на танкодроме, учились водить в колонне. Каждый курсант должен был пройти сто пятидесятикилометровый маш, или как мы называли Большой марш. Подводные вождения на вододроме, кстати на этих вождениях присутствовал командующий Забайкальским военным округом генерал армии Белик. Это был первый генерал, которого мне пришлось видеть. В парк нас водили как задумывалось программой обучения, на овладение навыкам обслуживания и ремонта машин. Когда мы прибывали в парк, нас распределяли по машинам, стоящим на ремонте. А таких машин в парке было великое множество. Всюду под открытым небом стояли полуразобранные машины. Рядом, на деревянных брусках, стояли коробки передач, гитары, вентиляторы и воздухоочистители. Груды патрубков, шлангов-дюритов, болтов и гаек, лежали рядом. Все вокруг было промаслено, начиная от агрегатов, и заканчивая механиками-инструкторами. Они голые по пояс, черные от мазуты, с сверкающими глазами и зубами, прикалывались над нами. Обычно давали незадачливому курсанту ведро, и отправляли на рядом стоящую машину, с заданием принести ведро клиренса. Курсант подходил, и по простоте душевной просил налить клиренса (клиренс – это расстояние от земли до днища танка, или дорожный просвет). На машине, куда подходил курсант, придумывали еще какую ни будь нелепость. И при этом инструктора потешались и веселились как дети, глядя на растерянного и озадаченного курсанта. Иногда, правда приходилось и помогать, ну это как правило если нужно было что ни будь подать или подержать. В конце дня, курсанты наводили порядок на машинах и в парке. Особенно ярким моментом было при наведении порядка, заравнивание следов от гусениц танков. При поворотах машин, когда они двигались по парку, оставались кучи земли, образуя неровности. Для их устранения, в парке имелось специальное приспособление. - Бетонная опора от столба освещения, к которой была прилажена толстая проволока в несколько рядов. Так вот, в эту упряжь впрягалось человек двадцать. А для пущего веса, на столб становилось несколько инструкторов. И бегом, под их крики и улюлюкание, курсанты таскали эту опору по парку, сглаживая неровности. Со стороны это смотрелось смешно, но таскать бегом такую тяжесть было не очень приятно. Вот так, день за днем проходила наша учеба. Конечно, много мы не усвоили и не поняли. Но переспрашивать было не принято, так как кроме кучи брани и насмешек со стороны инструкторов, в ответ ничего получить было невозможно. К тому же нас постоянно задействовали на работы в ущерб учебе. На одной только уборке картошки в Дацане мы провели месяц. Из пяти с половиной месяцев проведенных в учебке, реально мы учились только три. Никаких выпускных экзаменов по технике и вождению у нас не было. И в начале ноября нас отправили в войска, довольно сырыми специалистами, надеясь, что доучимся мы непосредственно в частях.