Думаю, все уже в курсе, что в Голливуде проходит полномасштабная забастовка сценаристов. Длится это уже довольно давно, причём сейчас к ним присоединяются ещё и многие топовые актёры. Дошло до полномасштабной забастовки всей актёрской Гильдии.
Такие протесты уже случались раньше, самый масштабный обошёлся убытками почти в 2 миллиарда долларов США, которые обнаружили в 2007-м году. Совместная атака актёров и сценаристов так вообще последний раз проводилась ещё в 60-е годы. Почему же пришлось повторять?
В этот раз, конфликт явно затянулся. Гильдия сценаристов и Альянс продюсеров должны были подписать соглашение ещё в мае, - однако, что-то не задалось. Теперь недовольным сценаристам остаётся только выходить на митинги. Примерно та же ситуация и с актёрами - июньские переговоры с продюсерами прошли мирно, однако в июле всё взаимопонимание резко обрушилось.
Зачем же они бастуют? Ради повышения зарплат - и это только во-первых.
Имеют ли они на это право? Вроде же, тот самый Голливуд, - там должны хорошо платить, вон сколько долларовых миллионеров собралось на одной маленькой площади.
Должны-то должны, - только не платят, либо платят смешные деньги. Речь ведь идёт не только про уважаемых актёров мирового масштаба - они-то понятно, хоть бунтуй, хоть нет, - всегда будут при деле. Помимо них, в Голливуде существует ещё очень много кто: пока не зарекомендовавшие себя сценаристы, звёзды C и D листа, мелкие шоумены, начинающие актёры эпизодических ролей, и так далее. Разумеется, они поддержат забастовку.
К тому же, повышение зарплаты сценаристам - было бы даже плюсом для самих компаний, как ни странно. Никто не захочет переплачивать за нестарательного сотрудника, который выдаёт шаблон за шаблоном, - таким образом, подходить к подбору кандидатов стали бы вдумчивее. Но, разумеется, этот путь - далеко не самый привлекательный для студий.
Во-вторых, сценаристы опасаются внедрения Искусственного Интеллекта (ИИ) в свою отрасль, которое, между тем, уже произошло: стриминговые сервисы теперь переходят на мини-комнаты сценаристов, которых назначают только, как помощников шоураннера. Там несколько человек ещё до выхода пилотной серии обсуждают, куда может пойти сюжет сериала, - и гонорары там, конечно же, мизерные. Таким образом компании экономят на сотрудниках. С остальным, якобы, справится чат GPT.
И вот над этим можно поразмыслить серьёзнее, так как данное решение одновременно и очень выгодное для компаний, и довольно странное, даже где-то проигрышное. ИИ - это, конечно, хорошо, он во многом облегчает жизнь людей и поиск информации, но для творческой сферы в таком подходе есть существенные минусы. Такие, например, как элементарные логические ошибки ИИ, которые всё ещё встречаются, и невозможность компьютера сопоставить написанное с тем, что смогут, а что не смогут выполнить живые актёры в заданных условиях, а также с возможностями выделенного бюджета. К тому же, к недостаткам внедрения ИИ относили шаблонность и клишированность итоговых работ.
То есть, в любом случае, сценарий, выданный компьютером, затем придётся переделывать человеку. А переделывать - это часто даже сложнее, чем написать собственноручно с нуля, постепенно внося правки в уже знакомые тексты. В итоге, получается то же самое, что было изначально, - продюсер даёт задание, а сценарист разрабатывает идею вплоть до мелочей. Только делают это теперь в среднем не 7-8 человек, а 2-3 из-за сокращений. Особенно это касается, опять же, сериалов, выходящих на стриминговых сервисах. Ситуация для работы над сценариями там самая незавидная: низкий гонорар, недостаточное количество сотрудников, очень короткое время на подготовку эпизода, долгое ожидание зарплаты. При этом, люди не могут заключать много контрактов сразу и остаются привязанными к проекту, который в итоге может даже и не выйти.
«Они хотят, чтобы искусственный интеллект написал сценарий. Затем сценарист его подправил, чтобы сделать уникальным. Это значит, что искусственный интеллект время от времени будет просто создавать одну и ту же историю снова и снова. Нам нужен творческий подход, чтобы поддерживать интерес зрителей», – участник протеста Гай Эдвардс.
Если вы думаете, что внедрение искусственного интеллекта никак не отразилось на профессии актёров, то Дункан Кребтри-Айрланд, - представитель стороны актёров в конфликте, - вас разочарует. Во время пресс-конференции он сообщил, что студии предлагали актёрам единовременную выплату за ИИ-сканы их внешности. Этими сканами студии владели бы пожизненно, и подставляли их туда, куда удобно.
Причём, данное соглашение от студий никак не смогло бы распространяться, например, на актёров массовки и статистов. То есть, их внешность спокойно могли бы отсканировать и вставлять, куда угодно, даже их не оповестив.
Честно, с одной стороны есть основания сомневаться, что Кребтри-Айрланд говорит абсолютную правду, потому как студии не могут не знать, что ИИ пока что может выдавать весьма некачественные замены лиц, на которых расплывутся глаза или губы. Может, имелись в виду какие-то незначительные эпизоды. Но с другой, учитывая всё то сумасшествие, которое в принципе происходит сейчас в Голливуде - возможно, уже не стоит удивляться даже такому предложению.
Ещё одной причиной для недовольства сценаристов является отсутствие премирования за крупные проекты. Грубо говоря, это значит, что человеку примерно одинаково заплатят и за разработку третьесортного теле-шоу, и за сценарий мега-популярного проекта. Ну и зачем-таки сценаристу тогда стараться больше? То же касается и актёров - телевизионные и стриминговые проекты стали намного короче, чем раньше. К тому же сервисы не предоставляют информацию о количестве просмотров и доход становится непрозрачным.
Требования выдвинуты, соответственно, весьма чёткие: повысить зарплаты, вернуть сценаристам изначальную «комплектацию» сотрудников - минимально до 6 в одном проекте, ввести строгий регламент для использования ИИ, сделать доход от сервисов прозрачным при помощи систем аналитики Parrot Analytics.
В чём вообще заключается забастовка? По основным сведениям, сценаристы должны соблюдать ряд весьма жёстких требований от профсоюза:
- Не работать над сценариями и не заключать новые контракты.
- Участвовать в пикетах.
- Информировать профсоюз о любых нарушениях правил забастовки.
Причём, касаются эти условия даже тех сценаристов, которые вообще не относятся к Гильдии. По сути, некоторых людей просто поставили в безвыходное положение - если они сейчас не поддержат профсоюз, то в будущем никогда не смогут стать его частью. А это важно, так как все сделки заключаются только через них.
Актёры же, поддержавшие забастовку, должны будут отказаться не только от съёмок, но и от рекламных кампаний, вообще не выходить в информационное поле, ну и, разумеется, присоединиться к митингам. На данный момент, актёры, присоединившиеся к забастовке: Эмили Блант, Киллиан Мёрфи, Мэтт Деймон, Рами Малек, Флоренс Пью, Роберт Дауни-младший, Кеннет Брана, Марго Робби, Шон Пенн, Том Хэнкс, Марк Руффало и ещё многие другие. Всего профсоюз актеров насчитывает 160 тысяч человек. Если без сценаристов продолжать производство возможно, то сделать это без актёров - мягко говоря, трудновато.
Как выразился один протестующий актёр, - «мы - ничто без их сценариев». Не смотря на пафосность фразы, она довольно правдива. ИИ не углубляется в проработку персонажей и не заморачивается о том, чтобы актёр, а тем более зритель понял его мотивы и характер, и заинтересовался. Дабы не тормозить всем процесс, максимально прописывать всё это дело должен сценарист, - а он просто не успевает.
А что же их «противник», союз продюсеров? Они всё ещё отказываются идти на уступки. Причём, довольно жёстко. Не так давно, в Deadline руководство одной студии заявляло, что они просто подождут, пока у людей закончатся деньги на то, чтобы заплатить за квартиру. Они называют это «необходимым злом». Теперь, когда в дело вступили ещё и актёры, вряд ли они смогут продолжать в том же духе. Хотя по-прежнему отмазываются чем-то, вроде: «это на нас никак не повлияет, мы просто отсидимся и подождём, Голливуду пора меняться». И ведь возможно, что действительно этим в итоге всё и закончится - люди устанут, и продюсеры спокойно выдвинут им все самые неудобные условия, под занавес.
Почему вообще всё это произошло?
Надо думать, из-за банальной монополизации сферы кино, которая и так всегда была большой проблемой, но сейчас обострилась ещё больше. Тот же Дисней сожрал уже и Пиксар, и Марвел, и Star Wars, а сейчас сам, по слухам, будет выставлен на продажу.
Понятно, что когда на рынке всего несколько крупных гегемонов - они будут ставить свои условия, не боясь последствий. К тому же, игнорировать существование «человекозаменителя» для любой компании невыгодно.
По итогу
За созданием всего одного фильма могут стоять тысячи людей, и всем им нужна хорошая зарплата - сколько людям платят, на столько они и работают. Актёры - это, конечно, очень важно, и их умения вносят огромный вклад в качество ленты, - но, по большому счёту, они делают только то, что им скажут делать. Основная ответственность за то, будет фильм успешен или нет, лежит далеко не всецело на их плечах.
Искусственный интеллект не сможет полностью заменить человека в творческой профессии. Облегчить труд и поиск информации - да, создать что-то качественное и не штампованное, что не нужно было бы переделывать, - пока что, навряд ли. Попробуй-ка напиши, к примеру, даже статью на тот же Дзен через ИИ, - никто это читать не будет. Это сейчас к вопросу о всяких конспирологах. Если бы ИИ реально мог сейчас показать качественный уровень - да это же был бы рай для блогеров. И уж тем более - для монополистов из кинобизнеса. Тогда бы уже всех сценаристов сразу погнали и не понесли при этом никаких убытков. Сегодня же, с большой вероятностью, понесут - и это заметно. Как в качестве самого кино, так и в проблемах с сотрудниками.
Сейчас буксуют выпуски телешоу и тормозится работа над грядущими проектами к 2024-ому году, что станет крупной финансовой потерей для всей индустрии.
Уже понятно, что производство встанет, так что пора объявлять 2024-ый год - годом без Голливудского кино.
.
Не забывай поставить лайк и подписаться на канал.