Найти тему
Minsknews.by

Закаляя сталь. Чем живет сегодня металлургическая отрасль Беларуси

Оглавление

Ежегодно в третье воскресенье июля металлурги Беларуси и России отмечают профессиональный праздник. Объединяет отрасли, впрочем, не только общая красная дата. Подробности – у корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

Литьем и катаньем

Взаимодействие двух стран в рамках Союзного государства проявляется и в металлургической отрасли. В частности, Беларусь переориентировала экспортные потоки в портовые терминалы России, а сама белорусская металлургия все активнее использует российское производственное сырье. Общие для отраслей двух стран и тенденции: наблюдается переориентация на внутренний рынок значительных объемов с внешних экспортных направлений (падает спрос в Турции, Индии и других странах, растут предложения недорогой продукции из Китая).

Лидер отечественной отрасли – Белорусский металлургический завод – связан с российскими партнерами давно и прочно. В качестве сырья предприятие использует в основном металлолом, а поскольку отечественного хватает примерно на половину, остальной закупают в России: с целью удешевления логистики работают преимущественно с близлежащими регионами.

Белорусский металлургический – предприятие высокотехнологичное, не имеющее, как отмечают специалисты, аналогов на пространстве СНГ по степени автоматизации. Структурно его формируют связанные одной технологической цепочкой сталеплавильное, прокатное, трубное и метизное производства. Трудятся здесь сегодня около 12 тыс. человек.

Почти за 40 лет работы завод выдал 62 млн т металлопродукции. В последнее время объем производства составляет 2,4 млн т в год. Доля БМЗ на внутреннем рынке Беларуси – 30 %. География экспорта насчитывает 16 стран: первую пятерку импортеров составляют нынче Россия, Турция, Египет, Казахстан и Тунис.

Выплавили ситуацию

Вокруг БМЗ сформировался холдинг «Белорусская металлургическая компания», включающий помимо управляющей компании ряд не менее интересных предприятий, среди которых Речицкий метизный, Могилевский металлургический и Минский подшипниковый заводы. О текущих результатах работы первый заместитель генерального директора ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» Анатолий Волков говорит так:

– За первое полугодие предприятия холдинга произвели продукции почти на 2,8 млрд рублей. Темп роста составил 112 %. На экспорт реализовано продукции на 660 млн долларов, что больше, чем за аналогичный период прошлого года: темп роста 100,9 %.

В минувшем году здесь перестраивали политику, пересматривали логистику, занимались переориентированием продукции, продаж и финансовых потоков.

-3

– Удалось это сделать в течение второго полугодия 2022 года, а также в этом году, – детализирует А. Волков. – Практически все ключевые показатели, доведенные Министерством промышленности, холдинг выполнил. Работаем с положительной рентабельностью. В целом по холдингу ожидаем более 60 млн рублей чистой прибыли. Сейчас наша основная стратегия направлена на то, чтобы развивать предприятия холдинга, повысить их эффективность.

Ключевая цель – наращивание объемов импортозамещающей продукции. В первом полугодии предприятия холдинга произвели ее более чем на 680 млн долл. Заместитель генерального директора ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» Сергей Терлецкий акцентирует:

– За короткое время перестроились, освоили новые виды продукции, чтобы обеспечить переход на другие рынки, привлечь новых поставщиков и потребителей. Проделанная работа в науке, производстве и других сферах позволила нам устоять. Развиваемся с опережением некоторых наших планов. Например, если в конце прошлого года производство инновационной продукции составляло 28 %, то сейчас оно достигло 40 %.

Один из факторов роста – наращивание поставок в Россию, на которую нынче приходятся основные объемы продаж: экспорт туда в первом полугодии холдинг увеличил более чем вдвое. Как отмечает А. Волков, металлургия в России очень сильная, но показатели продаж говорят о том, что конкурировать на российском рынке и реализовывать там свою продукцию можно:

– У нас заключен ряд прямых контрактов с машиностроительными заводами, сотрудничаем также с предприятиями нефтяной отрасли. Кроме того, активно взаимодействуем в научной сфере, чтобы удовлетворять потребности наших потребителей.

-4

Ковать пока горячо

Развитию взаимодействия между контрагентами из двух стран способствует работа Белорусской универсальной товарной биржи. В частности, в первом полугодии на биржевых торгах реализовано 229 тыс. т продукции черной металлургии, или на 29 % больше, чем за тот же период минувшего года. Помимо натуральных объемов реализации, положительную динамику демонстрируют другие ключевые показатели, такие как число сделок по закупке черного металлопроката и сумма заключенных на биржевой площадке договоров.

Все это, согласно оценкам начальника управления торгов металлопродукцией БУТБ Евгения Бурейко, озвученным в ходе недавней конференции «Электронная коммерция на рынке металлов», говорит об укреплении доверия к биржевому механизму со стороны как белорусских потребителей, так и российских производителей, которые стали активнее выходить на биржу напрямую либо через свои сбытовые организации:

– Мы, как оператор площадки, тоже не стоим на месте и постоянно работаем над расширением товарной номенклатуры, чтобы предложить участникам торгов наиболее востребованные позиции от надежных поставщиков. В частности, сейчас особым спросом пользуются чугун, металлизированные окатыши, никель, ферросплавы, алюминиевая катанка. Считаю, что для российских металлургических предприятий это хорошая возможность найти новых партнеров и усилить свое присутствие на белорусском рынке.

О росте востребованности биржевого механизма может свидетельствовать и активность на созданной БУТБ площадке импортозамещения. По итогам первого полугодия более 60 % ее оборота обеспечили белорусские и российские товары. Председатель правления БУТБ Александр Осмоловский констатирует:

– С момента запуска нашей торговой платформы на ней совершено более 38 тыс. сделок с импортозамещающими товарами на сумму около 11 млрд российских рублей. В торгах приняли участие почти 2 тыс. компаний – резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Сегодня на площадке представлено около полумиллиона уникальных товарных позиций, однако наибольшим спросом пользуются товары белорусских и российских производителей. Их доля в общем объеме продаж составляет 43 % и 18 % соответственно. Это говорит о том, что товары из Беларуси и России уверенно конкурируют с продукцией иностранного производства. В целом же динамика объемов сделок и регулярный прирост количества участников торгов дают основания утверждать, что созданный нами инструмент востребован как у государственных компаний, которые в основном выступают в качестве покупателей, так и у представителей частного бизнеса, которые получили прямой доступ к крупным заказчикам и возможность выйти на новые рынки.

Смотрите также: