А вы перечитывали во взрослой жизни книги, которые читали запоем в детстве? Какой отклик они нашли в ваших позврослевших сердцах?
Я в детстве зачитывалась зарубежной литературой 19 века из двух направлений: авантюрно-приключенческие романы и женские романы. Естественно, моими любимцами были Джейн Остен и Шарлотта Бронте. И вот недавно, делая перерыв между чтением творчества одного лауреата премии "Руссий Букер" и другого, я решила вспомнить свое детство, раннюю романтичную юность и перечитать Эмму и Джен Эйр.
Перечитывая Эмму, я стала немножко понимать, почему я такая сейчас. Ну в смысле взбалмошная и категоричная, всегда уверенная в своей правоте. В детстве Эмма мне не очень нравилась. Вернее так, я ей всегда немножко завидовала. Красивая, умная, богатая, максимально независимая для того времени женщина. И все же нашелся мужчина, который, видя без прикрас все ее недостатки, решился ее полюбить и связать с ней свою жизнь. В Эмме сейчас я вижу взрослую себя: любительницу порешать за других, сказать невзначай гадость, завистницу тем, у кого что-то получается лучше, чем у меня. И почему-то тоже привлекшую в свою жизнь умного, сильного и состоятельного мужчину. В образе Эммы я понимаю, что и во мне есть не только недостатки, но и достоинства, за которые меня, как и ее, крепко любят.
Джен Эйр. В детстве зачивала книгу до дыр, кстати сейчас держу в руках именно тот экземпляр, который держала двадцать пять лет назад. За истекший период он сменил четыре книжных шкафа и вот настала пора его опять открыть. Как девочку современную, росшую в 90е, меня всегда смущал один вопрос: ну женат твой мистер Рочестер, но ты, извините, не знатная дама, и позор, которым считался в 19 веке гражданский брак, не являлся столь уж постыдным для гувернантки. И почему она предпочла вилле на Средиземном море побег, нищету, голод и унижения, в детстве я не понимала. Сейчас я глубже вчиталась в слова, которые ей говорил ее избранник. Она искренне любила его, всей мощью нерастраченных в несчастливом детстве чувств. А он предлагал ей отношения, в которых она фактически стала бы его собственностью. Причем ладно бы в законном браке, который априори в 19 веке предполагал закрепощение женщины, так ведь без оного. Предлагал, искренне ее любя. От этого она и бежала. Несмотря на слепоту, свойственную влюбленным, смогла это увидеть и избежать. За что и была вознаграждена состоянием, а мистер Рочестер, как и положено, наказан смирением. Они оба изменились и по прошествии времени нашли счастье друг с другом.
Мы считаем эти книги образцом романтизма, плодом фантазии их авторов-женщин, но на самом деле в женщинах гораздо больше реализма, чем в мужчинах. Они способны видеть в людях и хорошее, и плохое, верят и в наказание за гордыню, и в награду за умение понять свои ошибки. И это правильно, потому что именно так и сладывается жизнь. В женских романах всегда есть надежда на лучшее и главный ненавязчивый посыл: испытания даны нам для того, чтобы учиться, смирять себя и делать выводы. Ведь счастье пришло к героям этих романов не просто так за красивые глаза, оно пришло тогда, когда они сами изменили себя.
Читайте хорошие книги. И конечно же подписывайтесь на мой канал.