Найти в Дзене

Граф Толстой, художник

С. К. Зарянко. Портрет графа Ф. П. Толстого. 1850
С. К. Зарянко. Портрет графа Ф. П. Толстого. 1850

Ф. П. Толстой - один из самых известных художников своего времени. А еще первый профессиональный живописец среди аристократов, яркий общественный деятель и просто интересная и незаурядная личность. Жаль, что о нем вспоминают не так часто.

Граф Федор Петрович Толстой родился в Петербурге 21 февраля 1783 года и был десятым из 13 детей начальника интендантского ведомства Петра Алексеевича Толстого. Как и многие аристократы того времени, он с рождения был записан в Преображенский полк и должен был продолжить военную династию. Павел I покончил с сомнительной практикой записи в полки детей, и впредь, чтобы сделать карьеру в армии, дворянам, как и было задумано первоначально, пришлось либо начинать службу с нижних чинов, либо получать военное образование. Сначала Толстой учился в Полоцком иезуитском коллегиуме в Белоруссии, затем в Морском кадетском корпусе, который блестяще закончил в 1802 году. Еще в детстве он полюбил рисовать. Сохранились многочисленные зарисовки, которые кадет Толстой делал во время учебных походов. Живопись – частое хобби в дворянской среде, поэтому, когда юный граф после выпуска из корпуса стал посещать занятия в Академии художеств, это никого не удивило. Совсем другое дело – сделать это «несерьезное» занятие своей профессией. Позже Толстой описывал начало своего творческого пути так: «В одно время батюшка привез домой стеклянный камё, изображающий портрет генерала Наполеона. Эта вещица мне очень понравилась, и я, на моем рабочем столе взяв огарок чистого воску, подкрасил его тельным цветом и вылепил с помощью ножичка и булавки копию, и очень верную, с этого камё. Когда в следующее свидание Фусс (прим. академик, преподававший в Морском корпусе) увидел у меня на столе эту вещицу, ему она понравилась, и когда он узнал, что это делал я, и каким способом, то очень удивился и сказал, что я имею много способности к художествам и чтоб я не оставлял заниматься художеством как самым приятным препровождением времени. В следующее свидание он мне дал бронзовую медаль, выбитую в честь одного германского ученого с изображением его портрета — скопировать для пробы, что я и исполнил, скопировав этот портрет на круглой аспидной дошечке. Фусс, увидев эту копию, нашел, что у меня есть решительный талант к художествам, и советовал непременно идти в Академию художеств, спросить там медальорный класс и познакомиться с которым-нибудь из учеников этого класса, чтобы узнать у него, как приготовляется и красится воск для лепления и какие на то потребляются инструменты… С этих пор я стал посещать медальорный класс всегда, когда занятия науками мне только позволяли. Работа из воску мне очень понравилась, и не прошло и трех недель, как я совершенно хорошо изучил все тонкости механизма лепления из воску. Но об академическом знании рисования я не имел понятия, и все мое познание художеств ограничивалось умением лепить из воску головки и портреты с натуры. В медалиорном классе я учился резать и на стали. С месяц после того, как я начал ходить в этот класс, в одно утро зашел туда профессор скульптуры Прокофьев, весьма талантливый художник, и, удивленный, видя молодого флотского офицера, занимающегося лепкою из воску, подошел ко мне, внимательно рассмотрел мою работу и, узнав мою фамилию и с которого времени я начал заниматься лепкою, нашел во мне очень большие способности к художествам. Узнав от меня о моем страстном желании учиться художествам, спросил меня: “Скажите, как вы хотите учиться художеству — основательно, как художник, или как все ваши братья-дворянчики только для забавы?” Я отвечал ему, что хочу знать и научиться художеству основательно и сделаться, если буду в силах, настоящим художником. “Когда так, то оставьте теперешнее ваше занятие, а попросите у вице-президента билет на право посещать художественные академические классы и начните учиться с самого начала по принятому в Академии курсу”». Его первым наставником в Академии был известный художник Орест Кипренский, а скульптуре он обучался у И.П. Прокофьева.

Родственники в 1804 году пришли в ужас, узнав, что Толстой окончательно бросил службу и решил стать художником. Когда увещевания не подействовали, «позор семьи» лишили денежного содержания. Юноша оказался на пороге нищеты и несколько лет перебивался случайными заработками. Чтобы хоть немного заработать, граф вырезал из воска эскизы для брошек и гребней, а пожилая няня, одна из немногих, кто поддержал его, помогала их продавать. В 1806 году Толстой поступил на службу в Эрмитаж. В 1809 году он создал барельеф триумфального въезда Александра Македонского в Вавилон. За эту работу его избрали почетным членом Академии художеств. В том же году он создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого».

Художник Федор Толстой. Первый шаг Александра за пределы России. Медальон. 1813 г. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141217/36982/
Художник Федор Толстой. Первый шаг Александра за пределы России. Медальон. 1813 г. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141217/36982/

В 1810 году Толстой получил назначение в Петербургский Монетный двор. Надо заметить, что монетный двор не только чеканил монеты, но и разрабатывал дизайн денежных знаков, медалей, наград, сувениров и многого другого. Считается, что при Толстом уровень работ значительно вырос.

Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141217/36982/
Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов. Издано в 1838 году Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141217/36982/

Император Александр I высоко ценил талант Толстого, однако долгое время и семья, и многие чопорные аристократы считали его, как минимум, странным человеком, тратящим время впустую. Из книги Д. Д. Благово «Рассказы бабушки»: «В этот год летом стал гащивать у Жукова один молодой человек, граф Толстой Федор Петрович, и часто бывал у нас… Он был лет тридцати с чем-нибудь, очень моложав, не особенно красив, однако и недурен собой, но дик и застенчив, как девочка: говорил он немного и в разговоре беспрестанно краснел. Сперва мы его принимали, не очень обращая внимание на то, что он часто у нас бывает вместе с Жуковым: нам и в голову не приходило, чтоб он имел виды на которую-нибудь из наших дочерей. Где он служил сперва, я не знаю; но в то время он был, кажется, в отставке и все что-то такое рисовал и лепил. Мы считали его за за пустого человека, который бьет баклуши; состояние имел самое маленькое, и когда через Жукова он выведывал, отдадим ли мы за него нашу старшую дочь, которая ему нравилась, мы отклонили его предложение и не дали хода этому делу. И кто же был потом этот по-видимому пустой человек? Один из самых известных людей, с большими дарованиями, который сделал себе очень громкое имя как замечательный художник; он был потом вице-президентом Академии художеств и тайным советником… Он Грушеньке нравился, и, конечно, она и пошла бы за него, да только нам он не приходился по мысли: очень часто ошибаешься в людях, и те, которых мы считаем людьми ничтожными, выходят потом очень достойные и дельные люди, если обстоятельства им поблагоприятствуют, и наоборот». Перспектива иметь зятя-художника пугала чопорных родителей девушки так сильно, что на смертном одре отец взял с нее клятву, что она никогда не выйдет за Толстого замуж. В итоге Груша сдержала слово и вышла замуж за ничем не примечательного дворянина, родила сына и вскоре овдовела, но это уже другая история.

Анна Фёдоровна, 1-я жена
Анна Фёдоровна, 1-я жена

Может, оно и к лучшему, потому что граф вскоре нашел себе другую спутницу жизни. В 1810 году он женился на дочери коммерции советника Анне Фёдоровне Дудиной. В браке родилось двое детей. Позже дочь вспоминала, что Анна Федоровна была красивой и прекрасно образованной женщиной, хорошо рисовала, увлекалась рукоделием.

Портрет с семьей. Миниатюра. 1812 г https://maryatekun.ru/hudozhnik-fedor-tolstoi/
Портрет с семьей. Миниатюра. 1812 г https://maryatekun.ru/hudozhnik-fedor-tolstoi/

Толстой довольно часто изображал жену, а иногда и других членов семьи в античном стиле.

Толстой с первой женой и дочерьми
Толстой с первой женой и дочерьми

Примечательна история одной из самых известных работ Толстого. В это время среди художников велись споры о том, нужно ли подробно прописывать задний план, включая мелкие детали, или это может нарушить целостность восприятия. Толстой хотел доказать, что нужно, и для этого написал интерьер своего дома. Комнаты по моде того времени расположены в виде анфилады. Коллеги с его доводами согласились, но добавили, что комнаты выглядят пустовато. Тогда художник приделал к холсту дополнительную часть, и дорисовал себя и свою семью.

-7

Денег молодой семье часто не хватало. Широко известна история о смородине, которая «кормила» Толстых не раз. Однажды художник подарил супруге императора Александра I Елизавете Алексеевне натюрморт с веткой красной и белой смородины. Натюрморт ей очень понравился, и она даровала ему роскошный бриллиантовый перстень, который художник продал и тем самым решил финансовые проблемы. Позже императрица неоднократно заказывала подобные натюрморты в подарок своим родственникам.

-8

После 25 лет брака любимая супруга скончалась. Художник через 5 лет женился повторно. В новом браке появилось еще две дочери. Анастасия Агафоновна Иванова была дочерью небогатого армейского офицера, воспитывалась в семье Ахвердовых. Она владела французским, немецким и итальянским языками, играла на фортепиано и любила читать. Вторую супругу историки и искусствоведы вспоминают недобрым словом, но об этом позже.

-9

Граф был не только скульптором и художником, но и общественным деятелем. Он живо интересовался политикой, дружил со многими литераторами. В 1811 году Толстой стал членом масонской ложи «Петра к истине». В 1815 году стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы. Вместе со своим близким другом известным педагогом Гречем он открывал так называемые «ланкастерские школы» - громкий проект того времени. Суть метода, разработанного британцем Ланкастером, была в том, что наиболее талантливые и успешные старшие ученики начинали передавать полученные знания младшим ученикам. В условиях ограниченного числа профессиональных педагогов метод оказался рабочим. Особенно широко он применялся среди солдат. Однако после того, как в 1820 году в Семеновском полку начались волнения, программу в армии свернули (прим. отчего же еще могут бунтовать солдаты? Конечно же, школа во всем виновата, мало ли чему в ней научить могут). В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где был одним из руководителей (председателем Коренного Совета). В восстании декабристов граф не участвовал, поэтому наказания избежал, отделавшись «профилактическими» беседами.

В 1820—1828 годах Толстой преподавал в медальерном классе Академии художеств. В 1828 году он был избран ее вице-президентом и немало сделал на своем посту. В 1851 году он был назначен управляющим художественным отделом Императорского Мозаичного заведения при Академии художеств. В 1854 году исполнилось 50 лет творческой деятельности художника, и эту дату широко отмечали. В честь юбиляра была отчеканена золотая медаль. На одной стороне был портрет художника, а на другой — звезда и надпись, окруженная лавровым венком: «В память пятидесятилетнего служения царю, отечеству и искусствам». В 1858 году по ходатайству Толстого поэт и художник Тарас Шевченко был освобождён от военной службы и получил разрешение на проживание в Петербурге и посещение классов Академии. А в 1859 году Толстой из вице-президентов Академии художеств был произведен в товарищи президента, что по сути было почетной отставкой.

Многие годы граф Толстой вел подробные дневники. Он был лично знаком и состоял в переписке со многими знаменитыми современниками. Последние годы он писал подробные мемуары. Из-за ухудшившегося зрения и проблем со здоровьем позже часть воспоминаний он надиктовывал. Однако большую часть его записей и огромного архива его вторая жена сожгла. Часть записей отца чудом смогла сохранить одна из дочерей художника и позже все-таки смогла опубликовать, но, увы, в урезанном и отредактированном виде. Якобы вдова художника опасалась, что в архиве может найтись какой-либо компромат. Однако многие историки считают, что причина прозаичнее: вторая жена ревновала к первой и болезненно реагировала на упоминания о предшественнице. Увы, умение брынчать на пианино и знание иностранных языков вполне совместимы с ревностью и скудоумием.

Некоторые другие работы

Цветок, бабочка и мухи. 1817 г
Цветок, бабочка и мухи. 1817 г

Толстой славился изящными натюрмортами и рисунками цветов, фруктов, насекомых. Об этом он в «Записках» вспоминал так: «В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал:

“Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера”.

На это императрица сказала мне: “Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне”.

-11

Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение. Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести листках. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.

-12

Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она находит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Такое заключение ее величества об моем в первый раз написанном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты».

-13

Художник научился создавать переливающиеся цвета и оптические иллюзии. Однажды он изобразил бабочку, которая меняла цвет (сверху она казалась коричневой, сбоку с одной стороны — синей, а с другой — зеленой). Для этого эффекта он, работая с лупой, ставил выпуклую точку коричневой краски, а когда она подсыхала, с одного края добавлял синюю точку, а с другого зеленую.

Наполеон на поле боя. Силуэт.
Наполеон на поле боя. Силуэт.

Толстой был мастеров создания силуэтов. Эта техника стала популярна еще в 18 веке, но вырезали таким образом только единичные портреты. Толстой создавал многофигурные композиции.

В комнате за шитьем
В комнате за шитьем
У окна. Лунная ночь
У окна. Лунная ночь
Рыцарь Лебедя, отдающий в жертву своего первого ребенка. 1841 г
Рыцарь Лебедя, отдающий в жертву своего первого ребенка. 1841 г

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник