Иудея выступает как классический пример той цены, которую приходится платить народу, когда страна отворачивается от Творца. Отдельные люди и целые народы должны признать могущество и положение Бога. Даниил напоминает нам:
“У Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным” (Дан. 2:20, 21).
“Дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми” (Дан. 4:14).
Греция была известна своими философами; Рим был известен своим сводом законов и военной мощью. Древняя цивилизация майя многие столетия назад была изобретательна в изучении звездного неба. Тот факт, что древние одаренные цивилизации больше не существуют, является поучительным свидетельством высшей власти Бога по отношению к людям и государствам. Писание утверждает, что Бог находится перед людьми и над людьми: “Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему” (2 Пар. 16:9). Такое воодушевляющее описание заботливого Бога уравновешено Божьим правосудием по отношению к людям, проявляющим непокорность. Иеремия в 1:16 говорит: “И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам, и поклонялись делам рук своих”.
Как народ отступает от Бога? Было время, когда Бог сказал об Иудее: “Я вспоминаю о дружелюбии юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль был святыней Господа, начатком плодов Его” (Иер. 2:2, 3). Иудея отступила от этих радостных и святых отношений, пройдя все основные шаги, уводящие народ от Бога. Это привело к тому, что Бог трижды в разное время терпеливо возвещал: “Неужели Я не накажу за это?.. И не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?” (Иер. 5:9; см. 5:29; 9:9).
Любому народу было бы полезно изучить следующие одиннадцать шагов, чтобы проверить, не отступает ли он от Бога и не навлекает ли на себя Его кару (см. 2 Кор. 13:5).
ШАГ 1. ПОЗВОЛЯТЬ ЛИДЕРАМ РАСТЛЕВАТЬСЯ
Ллойд Кори пишет: “Лидер это тот, кто знает путь, идет по этому пути и указывает этот путь” (см. Ин. 14:6). Однако, как утверждает Берген Эванс, “руководящую роль чаще всего присваивают себе люди напористые, а не талантливые, и теми, кто карабкается наверх, чаще всего движет собственный мятущийся дух”.
Какими бы ни были мотивы или средства достижения цели, правящая верхушка в Иудее была мирской и порочной. Царь Манассия стал примером греховности и бесчестья, которые были хуже, чем у народов, окружавших его (4 Цар. 21:9-12; 24:3; 2 Пар. 33:9-17; Иер. 15:1, 4-6). Царь Иоаким приумножил это бесчестье эгоизмом, мошенничеством, вымогательством и пролитием невинной крови (Иер. 22:13-17). Пророки и священники были развращены. Они прелюбодействовали, ходили во лжи и даже поддерживали руки злодеев (23:9-15).
Правду говорят, что народ никогда не поднимается над своими правителями, и одинаково верно то, что народ погружается в сточную яму греха, когда им правят нечестивые люди! Иеремия передает суть такого шага вниз следующими словами: “Изумительное и ужасное совершается в этой земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это” (Иер. 5:30, 31).
ШАГ 2. СЛУШАТЬ ЛЮДЕЙ, А НЕ БОГА
Если в приведенных выше строках Писания утверждается, что так обстояли дела в Иудее, то Иер. 23:16, 17 содержит Божье предостережение:
“Не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «Не придет на вас беда»”.
Такими ханжескими, ложными обещаниями эти пророки содействовали злу и успокаивали грешников. Не удивительно, что Бог прибавляет такое предостережение: “Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой и которого сердце удаляется от Господа” (Иер. 17:5). Стих указывает, что люди, обрекающие себя на проклятье, обманываются дважды — когда следуют за человеком, который не знает, куда направить свои стопы (Иер. 10:23), и когда отдаляются от Бога, чьими стопами нам нужно следовать (1 Пет. 2:21-25). В результате “ложь, а не правда” одерживают верх на земле, по мере того как люди “переходят от одного зла к другому” (Иер. 9:3).
ШАГ 3. ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО ПОВИНУЕШЬСЯ БОГУ, КОГДА НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО НЕ ТАК
Слушая нравившиеся им заявления и обещания лжепророков, иудеи говорили: “Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш... Поистине, в Господе, Боге нашем, спасение Израиля!” (Иер. 3:22, 23). Звучало вроде бы хорошо, но действительность показывала, что эти видимые выражения праведности были подобны тому, как если бы член правительства сначала шел в место поклонения с Библией в руках, а затем, в тот же день, где-то в другом месте совершал похотливые, распутные поступки! Бог выводит на свет эту действительность в Иер. 7:8-10: “Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете, и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вслед иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме этом, над которым наречено имя Мое, и говорите: «Мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости”.
Бог объявляет: “Говоришь: «Так как я невинна, то, верно, гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «Я не согрешила»” (Иер. 2:35).
ШАГ 4. ОБРАТИТЬСЯ К ИДОЛАМ
Обвинение, выдвинутое Богом, было четким: “Они... отказались слушаться слов Моих и пошли вслед чужих богов, служа им. Дом Израилев и дом Иудин нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их... Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу” (Иер. 11:10, 13).
Мы можем извлечь несколько важных уроков из описания отступления Иудеи, которое дал Бог. (1) Когда человек оставляет Бога, то в скором времени он воздвигнет себе какое-то другое божество. (2) Люди могут стать фанатичными в своем поклонении идолам. У Иудеи было столько богов, сколько городов, и столько жертвенников, сколько улиц в Иерусалиме. Проблема заключалась не только в количестве; это был также вопрос преданности и верности. Все, что Бог просил у Иудеи, отдавалось ее многочисленным богам (Иер. 8:2). Для Себя Бог никогда не просил у Иудеи большего. (3) Верность Богу придавала жизни смысл, тогда как верность богам означала лишь поклонение “постыдному” (Иер. 11:13). Познав Божьи повеления, мы будем благословлены, если будем исполнять их (Ин. 13:17). И по контрасту, о бесполезности идолов было ясно сказано в Иер. 10:25, где они были описаны такими словами: “Они подобны обточенному столбу [или: пугалу на бахче] и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах” (ст. 5; см. Пс. 113:11-16). Идолы не могут говорить, двигаться или делать добро либо зло.
ШАГ 5. УТРАТИТЬ СПОСОБНОСТЬ ОТЛИЧАТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА
Бог объявил, что они “умны на зло, но добра делать не умеют” (Иер. 4:22; см. Евр. 5:11-14). О последствии такого безрассудного поведения в особенности сказано в Иер. 8:1-12:
• Из-за этого они любили и искали идолов, служили и поклонялись им (ст. 2).
• Они пребывали в упорном отступничестве (ст. 5).
• Они крепко держались обмана и действовали лживо (ст. 5, 10).
• Они отказывались обратиться к Богу (ст. 5, 6).
• Они не говорили правды (ст. 6).
• Они самоуверенно следовали собственным путем и не знали волю Господню (ст. 6, 7).
• Книжники писали ложь (ст. 8).
• Они отвергали слово Господа (ст. 9).
• У них была страсть к обогащению (ст. 10; см. Кол. 3:5).
• Они не стыдились всех своих мерзостей и не краснели. Бог заключил, что они действительно оставили Его, и “падут они между падшими, во время посещения их будут повержены” (ст. 12).
ШАГ 6. ПОЗВОЛИТЬ НЕПОТРЕБСТВУ СТАТЬ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
Исполнение условий, указанных в шаге 5, естественно приведет к таким результатам. Поэтому не удивительно, что Бог говорил: “Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в дома блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого” (Иер. 5:7, 8; см. 9:2-8; 3:1, 2). Эта тошнотворная ситуация еще больше убеждала, что Иудея находится на пути к погибели.
ШАГ 7. ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ИСЧЕЗЛО УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Они истребляли мечом истинных пророков и проливали кровь бедных (Иер. 2:30, 34). Они притесняли иноземцев, сирот, вдов и невинных (Иер. 7:6; 9:8). Их образ жизни деградировал до той степени, что в качестве чего-то среднего между обрядом и наказанием они даже “сжигали сыновей своих и дочерей своих в огне” (Иер. 7:31).
Всем, кто читает это с чувством недоумения и сомнения, следует напомнить об убийстве невинных посредством абортов, которые так свирепствуют по всему миру в это самое время. То, что эмбрион бесспорно является жизнью, подтверждено Божьими заповедями. Дети бились друг с другом в чреве Ревекки (Быт. 25:21-24), и в чреве Елисаветы был “младенец” (Лк. 1:41, 44, это же слово употреблено в Лк. 18:15; Деян. 7:19). Совершенно ясно, что Иеремия хотел сказать в 19:7, 8: они падут от меча, а город будет опустошен. Отпавшие от Бога могут ожидать того, как они падут пред Богом!
ШАГ 8. СДЕЛАТЬ ПОГОНЮ ЗА МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ (Иер. 5:26-28; см. 6:13-15; 17:11)
Благополучие, достигнутое нечестивыми путями, повлекло за собой еще больший обман и привело к самонадеянности.
Когда Иеремия объявил о беззаконии иудеев, они ответили: “Так как я невинна, то, верно, гнев Его отвратится от меня... Я не согрешила” (Иер. 2:35). После многих других предостережений они ответили: “Не исчез же закон у священника, и совет у мудрого, и слово у пророка!” (Иер. 18:18).
Когда приверженность материальным ценностям уводит людей от их Создателя, с этим они непременно утрачивают истину, честность, правдивость и надежду для человечества!
ШАГ 9. ПОЛАГАТЬСЯ НА ДРУГИЕ НАРОДЫ, А НЕ НА БОГА
Когда Божий народ захотел иметь царя подобно окружавшим народам, он фактически этим отверг Бога как своего царя (1 Цар. 8:1-7). И точно так же, когда народ стал пытаться обеспечить себе защиту, вступая в союзы с другими народами, он этим отказался от защиты Бога!
В Иер. 2:14 Бог задает вопрос об Иудее: “Почему он сделался добычей?” И прибавляет: “Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа, Бога твоего, в то время когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет — чтобы пить воду из Нила? И для чего тебе путь в Ассирию — чтобы пить воду из реки ее?” (Иер. 2:17, 18).
Если Бог владеет и управляет вселенной, то зачем Иудее сомневаться в Его силе или способности защитить ее? Проблема состояла не в том, что Бог неспособен был обеспечить защиту, она заключалась в союзах Иудеи с другими народами, что было еще одним путем, уводившим от Бога!
ШАГ 10. УПРЯМО ОТВЕРГАТЬ ИСТИНУ, КОГДА ЕЕ ГОВОРЯТ (Иер. 5:23-25)
Неоднократным грехом Иудеи была привычка проявлять упрямство и глупость. Интересно, что в книге Екклесиаста встречаются три разных древнееврейских слова, которые переводятся одним словом “глупый”. Одно из таких слов — “упрямый” (евр.: сакал; Еккл. 2:19; 10:3, 14).
Упорное неповиновение Иудеи вопреки неоднократным предостережениям и просьбам со стороны Бога привели к разъединению, которое не будет преодолено. Как жаль, что Творец снова и снова призывал, а Его творения упрямо угождали плоти!
ШАГ 11. ПОСТУПАТЬ СОГЛАСНО СОБСТВЕННЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ (МЕЧТАМ)
Когда Божье откровение заменяется человеческими воззрениями, людей ждет разорение! То, что Иудея пошла именно этим путем, очевидно из Иер. 23:16, 17:
“Так говорит Господь Саваоф: Не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «Не придет на вас беда»”.
Бог предвидел эту последовательность падения: (1) люди начнут с презрением относиться к Богу; (2) они станут поступать по упрямству своего сердца; (3) пророки будут успокаивать их мечтами своего сердца; (4) люди будут обмануты.
Эта позорная тенденция продолжалась до тех пор, пока страну не лишили ее владений и народа! Даже малый остаток — те, которые, проявив непокорность, ушли в Египет — руководствовался этим же безрассудством. Они сказали Иеремии: “Слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших” (Иер. 44:16, 17).
Если вспомнить смерть, разрушение и скорбь, которые Иудея испытала из-за своих самонадеянных представлений, то просто удивляет, как люди в наше время не боятся подобным же образом на грех смотреть сквозь пальцы! В какой степени наша уверенность в безопасности опирается на наше воображение и желания? Когда грех обнаруживается в государственных структурах, в обществе, в семье и в церкви, сколько людей воображает, что все хорошо?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проследили одиннадцать шагов, которые сделала Иудея в своем отпадении от Бога. Любому народу было бы полезно рассмотреть эти шаги, чтобы определить, не идет ли он тем же путем. Один автор привел цикл, который служит поучительным кратким изложением шагов падения Иудеи.
От рабства к вере в Бога.
От веры в Бога к большой смелости.
От большой смелости к свободе.
От свободы к процветанию.
От процветания к эгоизму.
От эгоизма к самодовольству.
От самодовольства к зависимости.
От зависимости назад к рабству.
Сколько ступеней этого цикла прошла Иудея, удаляясь от Бога? В стране, где вы живете, сколько ступеней этого цикла или сколько шагов, которые мы отметили в связи с Иудеей, прошел ваш народ?
ШЕСТЬ ШАГОВ, ВЕДУЩИХ НАРОД К БОГУ