Найти тему
История нашего мира 2.0

Во имя Христа

1212 год

Западная Европа - Северная Африка

Когда к Мухаммед ан-Насиру, султану Марокко (правил в 1199-1214 гг.), пришла весть, что король Кастилии Альфонсо VIII (правил в 1158-1214 гг.) призвал христиан к священной войне с ним, правитель Марокко 9 мая 1212 года объявил джихад (так сказать - симметричный ответ). Он призвал всех добровольцев из Северной Африки к священной войне с неверными, и начал собирать армию для похода на Кастилию.

Гробница Альфонсо VIII и Элеоноры Английской в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе
Гробница Альфонсо VIII и Элеоноры Английской в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе

Тем временем Родриго, архиепископ Толедо, в Париже на просьбу о помощи против марокканцев получил отказа от короля Франции Филиппа Августа (правил в 1179-1223 гг.). Последний был занят войной с Англией, и ему было не до мусульман Северной Африки. Столь же прохладно отнеслись к идее воевать с войсками Альмохада Мухаммед ан-Насира и владетельные сеньоры Северной Франции.

Рукопись De rebus Hispaniae. Родриго Хименес де Рада (исп. Rodrigo Jiménez de Rada; 1170, Пуэнте-ла-Рейна — 10 июня 1247, Лион) — испанский церковный и государственный деятель, полководец и историк, архиепископ Толедский, примас Испании. Будучи выдающимся историком своего времени, Родриго Х.де Рада оставил нам ряд сочинений, наиболее известным из которых является его De rebus Hispaniae, в которой он описывает историю государств и территорий Иберийского полуострова вплоть до года 1243. De rebus Hispaniae являлась одним из главнейших источников при составлении Estoria de España кастильского короля Альфонсо Мудрого. Де Рада при написании своих сочинений использовал критический подход в применении различных источников информации, пользовался арабскими документами, в том числе освещавшими хозяйственное и социальное развитие мусульманской Испании — что являлось уникальным подходом для христианской схоластической исторической науки того времени.
Рукопись De rebus Hispaniae. Родриго Хименес де Рада (исп. Rodrigo Jiménez de Rada; 1170, Пуэнте-ла-Рейна — 10 июня 1247, Лион) — испанский церковный и государственный деятель, полководец и историк, архиепископ Толедский, примас Испании. Будучи выдающимся историком своего времени, Родриго Х.де Рада оставил нам ряд сочинений, наиболее известным из которых является его De rebus Hispaniae, в которой он описывает историю государств и территорий Иберийского полуострова вплоть до года 1243. De rebus Hispaniae являлась одним из главнейших источников при составлении Estoria de España кастильского короля Альфонсо Мудрого. Де Рада при написании своих сочинений использовал критический подход в применении различных источников информации, пользовался арабскими документами, в том числе освещавшими хозяйственное и социальное развитие мусульманской Испании — что являлось уникальным подходом для христианской схоластической исторической науки того времени.

На юге и в центре Франции дела шли веселее. Второй посланник короля Кастилии лекарь Арнальд, посетивший Пуату и Гасконь, сумел склонить к участию в войне во имя Христа часть местных рыцарей. Во многом этому способствовало обращение папы Иннокентия (понтификат в 1198-1216 гг.), призвавшего рыцарей Европы оказать помощь королю Кастилии в борьбе с сарацинами.

Движение рыцарей южной Франции на войну с маврами возглавил Вильям Аманью, архиепископ Бордо. Воинов из Прованса и Вьенна в Толедо 3 июня привёл Арнальд Амори (Амальрик), архиепископ Нарбонны*.

20 мая в Толедо прибыл со своими рыцарями король Арагона Педро (правил в 1196-1213 гг.). Для набора войск король Кастилии послал королю Арагона деньги, так как король Педро был беден и обременён долгами.

Для обеспечения снаряжением (в частности, воины из Пуату нуждались в лошадях) и продовольствием прибывающих в войска король Кастилии обязал всё духовенство Кастилии отдать королю половину доходов от прихода 1212 года.

В Толедо же прибыли со своими рыцарями король Наварры Санчо (правил в 1194-1234 гг.) и герцог Австрии и Штирии Леопольд.

Подошли отряды рыцарей из Португалии.

20 июня 1212 года крестоносное войско выступило из Толедо в направлении прохода Пуэрто дель Мурадаль. Крепость Малагона была взята штурмом 24 июня. Её население было истреблено. Устрашающий пример подействовал, и правитель Калатравы Ибн Калам сдал крепость без боя 1 июля, чем спас жизни проживавших в крепости.

3 июля произошла первая неприятность. Якобы из-за сильной жары, к которой они не привыкли, 3 тысячи рыцарей и 60.000 пехотинцев, которых привёл из Франции архиепископ Бордо, покинули войско и ушли на север, к себе домой. Из французских крестоносцев остались немногие. Их отряды возглавили Теобальд Бласонский, сын Педро Родригеса де Гусмана, и Арнальд Амори, архиепископ Нарбонны. И это произошло в тот момент, когда армия Мухаммед ан-Насира находилась всего в двух днях пути. Оставшиеся крестоносцы продолжили свой поход.

Двигаясь от Калатравы в направлении Пуэрто дель Мурадаль, они 5-6 июля завоевали замки Бенавенте, Аларкос, Каракуель, Пьедрабуена. Отсюда прошли к замку Сальваттьерра, недалеко от которого 8 июля был устроен смотр войску.

Сьерра-Морена. Кастильское войско, оставив Сальватьерру в руках мавров, совершило 12—13 июля обходной манёвр через горный перевал Сьерра-Морены в Андалусию. 
14—15 июля армии противников разворачивались к бою в узкой долине (navas) Толосы. Источники приводят противоречивые данные о численности войск, но едины во мнении, что мавры вдвое превосходили христиан в численности. В эти два дня боевые действия ограничивались перестрелкой и вылазками передовых отрядов.
Сьерра-Морена. Кастильское войско, оставив Сальватьерру в руках мавров, совершило 12—13 июля обходной манёвр через горный перевал Сьерра-Морены в Андалусию. 14—15 июля армии противников разворачивались к бою в узкой долине (navas) Толосы. Источники приводят противоречивые данные о численности войск, но едины во мнении, что мавры вдвое превосходили христиан в численности. В эти два дня боевые действия ограничивались перестрелкой и вылазками передовых отрядов.

Когда крестоносцы достигли прохода Пуэрто дель Мурадаль, то оказалось, что проход в районе Пуерто де Лоса занят многочисленными отрядами султана Марокко. И пройти через него даже с боем нереально.

Вечером 12 июля был собран совет королей и военачальников. На совете присутствовали архиепископы Толедо и Нарбонны. Они обсуждали дальнейший план действий. Одни из них считали, что раз проход через горы перекрыт, надо расходиться по домам. Другие предлагали искать другой проход. Спорили долго и разошлись, так и не придя к какому-либо определённому мнению.

Король Альфонсо был сильно расстроен тем, что поход, начатый с таким размахом, может бесславно закончиться. И тут в начале ночи появился один из рыцарей короля Арагона по имени Гарсия Ромеро и сообщил, что он нашёл человека, а точнее пастуха, который знает малоизвестный проход через горы, и готов его показать. Обрадованный король приказал привести к нему этого пастуха, что и было сделано.

В субботу 14 июля войска крестоносцев вышли на южные отроги гор и разбили лагерь напротив марокканцев, удивлённых появлением крестоносцев не с той стороны, откуда их ждали.

* Арно́льд Амальри́к, также Арно́ Амори́ (лат. Arnoldus Amalricus, франц. Arnaud Amaury) (? — 1225) — аббат Сито в 1200—1212, архиепископ Нарбонны в 1212—1225, папский легат, активный участник Альбигойского Крестового похода. Когда армия крестоносцев в июле 1209 года подошла к городу Безье и осадила его, Арнольд выступил за немедленный штурм. Ему приписывается знаменитая фраза «Убейте всех! Господь отличит своих» (лат. Cædite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius), которую он якобы произнёс в ответ на вопрос о том, как можно отличить католиков от еретиков. Несмотря на то, что фраза получила широкую известность, на данный момент нет никаких доказательств её подлинности. Принимал участие в осаде замка Минерв (лето 1210 года) и вёл переговоры о сдаче с Гийомом, предводителем осаждённых. Арнольд добился добровольной сдачи замка и выдачи всех еретиков-альбигойцев, которым была обещана жизнь при условии их перехода в католичество. Из ста пятидесяти альбигойцев обратиться согласились только три женщины, прочих Арнольд приказал сжечь заживо.

(Источники: Анналы Рейнера Льежского, Гёттвайеские анналы, Дижонские анналы, Латинская хроника королей Кастилии, Королевские анналы из Кёльна, Салимбене из Пармы)