Вся история человечества – это история страданий. Люди сталкиваются с бесконечными войнами, насилием, притеснениями и издевательствами, ужасными преступлениями и жестокими казнями. Все это противоречит чувству справедливости и кричит к Небу вопросом «ПОЧЕМУ».
Почему Бог не установил порядок на земле? Почему Он допускает так много зла и страданий для своих созданий?
Бог проверяет злом на прочность?
Говорят, сатана просил позволения у Бога соблазнять Иова скорбями, чтобы тот сломался. На самом деле, история Иова исключительна желанием Бога явить праведность Иова. Это не проверка на прочность и издевательство над праведником: «Не искажай определения Моего, - сказал Бог Иову, - Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» (пер. с греческого).
Духовно опасно считать все зло в мире попущением Божиим, игнорируя дьявола и свободу воли. Стоит самому разобраться сперва, кто ты: христианин или фаталист, прежде чем приписывать Богу роль дьявола. А может, ты детерминист? У каждого свои ответы на экзистенциальные вопросы.
После Воскресения Христа сатана сатане в вечности больше места нет. После своего низвержения с Небес сатана больше не может перед Богом обвинять христиан и клеветать на них, как это было в истории праведного Иова. Следовательно, его власть над христианами принципиально упразднена.
Иисус Христос говорит об этом в Евангелии:
Я видел сатану, спадшегос неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.Добро пожаловать в Новый Завет!
Бог попустил?
Так обычно говорят, считая зло полезным: мол, намучаешься и душу очистишь. Нет никакой пользы в гибели невинных. Болезни и смерть - это последствие грехопадения первых людей, а не кара небесная. Все остальные грехи мы сами совершаем и потому сами несем за них ответственность.
Откуда такая уверенность, что все плохое в твоей жизни от Бога? Почему виноват Бог, а не дьявол или ты сам?
«Бог все знает, но не все предопределяет, - говорит преподобный, - Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою» (преп. Иоанн Дамаскин).
Если открыть «Фауста», можно увидеть, как высоко можно взлететь и как низко упасть. Фауст, такой великий, становится причиной гибели Филемона и Бавкиды, счастливой античной пары.
Зло и добро всегда рядом друг с другом. Зло не однозначная негация, но и притягательная сила. Объяснить зло означает дать ему онтологическое основание, что в некотором смысле оправдывает его.
По Швейцеру, мы должны принять непостижимое как непостижимое, то есть принять Божью Любовь и найти в этом успокоение. Возможно, Бог находится за пределами категорий добра и зла. Во всяком случае, Он превыше понятия человеческой справедливости. Понять это невозможно, можно лишь УБЕДИТЬСЯ в опыте деятельный любви. В присутствии Бога у Иова отпали все его вопросы. Может быть, он пережил этот опыт?