На другой день Дарья продолжала копать картошку. Хоть вчера Зина с Бориской отговаривали ее, говорили, что в выходной выкопают все вместе. Да разве утерпится до выходного. Вон, на всех усадах кто-нибудь да копается, прихватывают люди хорошую погоду. А ну как потом дожди польют. Жди его, пожалуй, бабье-то лето. Сегодня она решила, что немного отдохнет днем. Часика два поспит. Хоть на работе немного и вздремнула, да какой там сон. Поработала Дарья, время к обеду, пошла домой.
Обедать не стала, Сняла свою задрипаную фуфайчонку, фартук, умылась и прилегла на кровать. Не успела положить голову на подушку, как сон моментально сморил уставшую женщину. Сквозь сон она слышала, как пришел Сёмка, потом Алёшка. Они о чем-то тихо переговаривались, старались не разбудить мать. Потом все стихло.
Дарья продолжала спать. Видела какие-то сны, словно в кино одна картина сменялась другой. Вдруг привиделось ей, что поднялся сильный ветер, деревья склоняются до самой земли, от страха открыла глаза и проснулась. Как хорошо, что это сон. На улице тихо и в доме тишина. Глянула на ходики, тикающие на стене. Вот это поспала она! Почти четыре часа. А ребятишки-то где. И Нина уже давно должна прийти из школы.
Вышла во двор, прошла в огород. Батюшки светы! Все трое копаются на картошке. У нее аж слезы на глазах выступили. Надо же, не разбудили мамку, не шумели, наверное и не поели ничего. Ушли тихонечко и копают. Сёмка первый увидел мать, радостно закричал.
- Мама, а мы здесь!
- Да я уж вижу, молодцы-то вы у меня какие, помощники. Что бы я без вас делала. Вы хоть поели чего?
- Нет, мы ушли, чтобы тебя не разбудить.
- Заканчивайте, да пойдемте скорее домой. Есть будем.
Дети дособирали то, что накопала Нина, унесли картошку под крышу и побежали домой.
- Мама, мама - закричала Ниночка. - Там письмо пришло. Я из школы шла, смотрю в ящике письмо лежит, От Нади. Я даже распечатывать не стала. Думаю, ты проснешься, тогда и прочитаем.
- Вот и ладно - обрадовалась Дарья. - Сейчас поедим, а потом все вместе читать будем. Слава Богу, дождались весточку. Долго видно шло письмо-то.
Всем было интересно узнать, что же там Надя пишет, поэтому и ели быстро, да и проголодались изрядно. Только ложки мелькали. Потом Нина аккуратно раскрыла конверт, И начала читать долгожданное письмо.
ПИСЬМО ОТ НАДИ
Здравствуйте, мои дорогие, мамочка, Бориска, Зинушка, Ниночка, Алёшенька, Сёмушка и мой самый маленький братик Стёпушка! Пишет вам письмо ваша дочь и сестра Надя.
Простите, что немного задержалась с письмом. Сначала надо было обустроиться, все узнать, что да как, а потом уж писать.
Во-первых строках моего письма напишу, как мы добрались. Доехали хорошо, я даже не думала, что так получится.
В Кузьме до переправы мы поспали на пристани. Там диванчики такие деревянные, как у нас в парке. Вот мы и спали на этих диванах. Я мешок под голову положила, а чемодан в ноги, чтобы не украли. На первой переправе переправились на другой берег. Там Петро остался сторожить котомки, а Коля побежал к кассе, занимать очередь за билетами Я со своей ношей потихоньку пошла за всеми.
На первый автобус нам билетов не досталось, но мы купили на второй. Я была очень рада, что поедем на автобусе и не надо ловить попутку. Второй автобус через два часа после первого. До города ехали долго. Автобус все время буксовал в песке. Три раза мужикам приходилось выходить и выталкивать его из песка. Женщины тоже выходили, но не толкали, а шли вперед по песку.
Про город я вам уже рассказывала. Здесь все так интересно. Я же нигде не бывала. Мне даже жалко, что учиться буду не здесь, а в Яранске. Там как и наш поселок. Нас довезли до автовокзала. Народищу везде много, куда только не едут. Меня оставили сторожить вещи, а ребята пошли узнавать насчет билетов. Я боялась жуликов, говорят, что их много, хоть и милиция ходит. Сидела как клушка на своих котомках. На Яранск автобусы ходят реже, билетов не было. Но парни добились, им продали билеты на другой день.
Нам пришлось ночевать в городе. Рядом есть Дом Колхозника, там можно переночевать, но надо деньги платить. А у нас же лишних нету. Поэтому спали на вокзале, пришлось прямо на полу примоститься, на скамейках все занято было. Зато с утра мы не прыгали возле кассы, а полеживали спокойненько, да ждали свой автобус.
Так вот и доехали. Потом до общежития добрались. Все нашли. Опять в том же общежитии, где я жила, когда поступала. Оно одно наверное. В большой комнате. Народу было мало еще, сказали, что завтра все заселяться будут. Поэтому мне разрешили занимать любое место на выбор. Я сначала выбрала у окошка. А потом пришли парни, меня отругали. Зимой от окошка будет дуть, холодно. И я нашла удобное местечко в уголке около печки.
И вправду, на другой день все приехали, такая суматоха с заселением была, даже немного ругались. Но ничего, все разместились, кому общежитие дали. А остальных, если им негде жить, будут размещать по частным домам по несколько человек. Говорят, что иногда до дому почти через весь Яранск надо идти. Я рада, что мне место в общежитии дали. Парни тоже в общежитии будут жить.
Первого сентября начались занятия. Сначала общий сбор был, рассказали все. Теперь остается мне стараться да учиться.
Да, еще забыла написать, что мне, как из семьи малоимущих и сдавшей хорошо вступительные экзамены выдали талоны на обеды в столовой. И, как я уже говорила, за учебу платить не надо будет. Еще и стипендию каждый месяц буду получать.
Так что, мама, ты не переживай. проживу, с голоду не умру.
На этом я заканчиваю свое письмо. Всех обнимаю и крепко-крепко целую. До свидания. Ваша Надя.
Ниночка закончила читать письмо. Дарья за все время, что она читала, не проронила ни слова, только вздыхала порой.
- Вот и ладно, вот и славно, что все у нее хорошо. Пусть теперь с Богом учится.
Она вытерла кончиком платка непрошенную слезинку. Сёмка вдруг обиженно произнес.
- Хорошо Наде, на автобусе накаталась и в городе побывала. А мы нигде не были и не видели ничего.
- Ничего, Сёмушка, придет и ваша пора. Не увидишь как вырастете и покинете родное гнездо. И побываешь везде, где захочешь. Жизнь-то хорошая начинается. Все теперь хорошо будет!