О воздухоплавании XVIII века и даже о наивной австрийской фантастике начала XIX века я тут уже немного писала.
Но тема поистине богатая, как выяснилось, когда я подбирала картинки и материалы к статье про столик-бобик c "летающей тарелкой".
Историкам раннего воздухоплавания эти сведения, конечно, давно известны, однако в головах большинства обычных людей Людовик XVI, Мария Антуанетта, Екатерина II, Павел I, Наполеон, - или великие композиторы (Гайдн, Моцарт и Бетховен) никак не ассоциируются с полетами на воздушных шарах. Действительно, никто из них в воздух не поднимался, но наблюдать за полетами смелых современников им доводилось.
Аэронавтика эпохи рококо
Первые запуски воздушных шаров братьев Монгольфье начались во Франции в 1783 году, и некоторые из них демонстрировались в Версале в присутствии короля и королевы. По этому случаю шар был красиво декорирован в стиле модного тогда рококо.
Эксперименты набирали темп. 15 октября 1783 года в воздух риснул подняться первый человек, Жан-Франсуа Пилатр де Розье, преподаватель физики и химии, друг братьев Монгольфье. Всё закончилось успешно, французский "Гагарин" XVIII века полетал четыре минуты и вернулся на землю.
Начался настоящий бум воздухоплавания. С 1784 года шары поднимались в воздух в разных городах Франции и не только Франции - и в Нюрнберге, и в Вене, и в Лондоне.
Складывалась и терминология, связанная с воздухоплаванием: "аэростат", "аэронавт", и другие понятия.
Появились и первые воздухоплавательницы, или аэронавтки.
Еще в 1785 году в Лондоне нашлась отчаянная девушка, пожелавшая принять участие в пилотируемом полете аэростата, построенного страстным энтузиастом воздухоплавания, графом Франческо Замбеккари (Zambeccari, 1852-1812). Но, поскольку не хватило времени для достаточного наполнения баллона горячим воздухов, и в корзине могли взлететь только двое, девушку высадили, и полет стал исключительно джентльментским.
Самая знаменитая воздухоплавательница начала XIX века - Софи Бланшар.
Начало XIX века - это уже не эпоха фижм, париков и невероятных многоэтажных шляп, костюм мадам Бланшар не столь объемный и громоздкий (и пожароопасный!), но всё-таки сейчас вряд ли бы кто-то отправился полетать в длинном ампирном платье и шляпке с перьями.
Так что уже в XVIII веке аэронавтика вошла в моду: полеты шаров собирали толпы зрителей, воздухоплавателями все восхищались, а те, кто сами не отважился бы сесть в корзину аэростата, могли потешить себя либо экстравагантными нарядами (как на заглавной картинке к этой статье), либо красивыми бытовыми предметами.
В конце 1820-х годов во Франции был выпущен набор из 12 тарелок, изображавших знаменитые полеты, начиная с 1783 года и кончая 1819.
Полетов к тому времени стало так много, что, естественно, никакой сервиз не отразил бы всю историю раннего воздухоплавания.
Воздушный транспорт?
Поначалу полеты были экспериментами, а заодно и увлекательным зрелищем для увеселения коронованных особ и массовой публики.
Когда выяснилось, что в корзине воздушного шара вполне можно перемещаться на некоторое расстояние, и остаться живым и невредимым, возникла мысль о возможности использования их в качестве средства коммуникации и даже транспорта. Такие мысли (иногда не без опасений) высказывались вполне серьезными людьми. И, хотя до воздушного междугородного сообщения в XIX веке дело не дошло, картинки на эту тему регулярно появлялись.
Проблемой была трудность целенаправленного пилотирования аэростата и зависимость этого воздушного судна от силы и направления ветра и количества газа, наполняющего баллон. Пытались экспериментировать с формой аэростата (не шар, а вытянутая фигура или даже "сердце") или снабжать аэростат парусами для маневренности.
Рассматривалась и возможность использования аэростатов в военных целях (можно только вообразить себе наполеоновскую авиацию...).
Однако позитивно настроенным людям XIX века ничто не казалось совсем невероятным, даже если в реальности такого еще не было.
Летом 1825 года в Лондоне с успехом шел театральный фарс "Возвышенные прожекты", сцена из которого запечатлена на современной карикатуре.
Картинка очень занятая, а не просто смешная. Там масса увлекательных подробностей, которые можно рассмотреть на сайте Британского музея, увеличив части изображения.
Возможно, я еще про нее напишу - рассмотрим и подивимся вместе.
А что же Россия - осталась совсем в стороне от аэробума 18 века? Об этом - в следующей статье.
--
Все эти материи занимают меня по двум причинам. Как специалист по музыкальной культуре XVIII - начала XIX века, я интересуюсь всеми реалиями того времени. Ведь музыка не была оторвана от науки, политики, технических изобретений и изменений быта и моды. А как беллетрист, работающий в том числе в фантастическом жанре, беру на заметку всё, что связано с воздухоплаванием.
В моей космоопере "Хранительница" аэростаты не используются, всё-таки не XVIII век, а будущее, причем на других планетах. Зато там постоянно перемещаются на флаерах - легких летательных аппаратах типа аэротакси.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".