Степень успеха человека определяется силой его сопротивления внушениям извне. Тот, кто стоек к данному явлению, обладает защитой и способен сохранять целостность своей психики. Ворота для внушений отворяются с момента доступа в эмоциональную сферу человека, то есть через смех, испуг, негодование, досаду, тревогу. Именно поэтому раньше не принято было с чужаками расслабляться, доверять, переходить на смех, делить трапезу и прочее. Как правило, воздействующий, через мимику, жесты, тембр, паузы между словами вводит другого в состояние измененного состояния и выводит его на одну из этих эмоций, они, соответственно, выходят и в освободившееся место вводится инъекция из внушения, которое начинает свою работу. Происходит своего рода невыгодное замещение, как плата своим психическим ресурсом за сомнительную жизненную установку.
Если представить это силовое поле человеческой психики в виде наполненного сосуда, то произведенное вторжение выглядит как некое убавление содержимого, то есть как появление пустоты. Такой человек далее будет находиться в некотором душевном метании, будет испытывать что-то вроде тоски, пребывать в бессознательном поиске этой недостающей частички себя, пока не начнет использовать привычные для себя механизмы заполнения. Для кого-то это желание выпить или заесть, для кого-то эмоциональные переживания, для кого-то компенсация любым доступным видом позитива от покупок до развлечений. НО! Эта незаполненная часть остается уже пустотой, требующей периодического заполнения, пока не придет понимание и управление этими процессами.
Внушение – это вид психологического воздействия, которое человек не осознает и поэтому не подключает критический фактор. Оно губительно, так как серьезно подрывает психику и делает её функционально менее производительной в плане выработки психического ресурса. Подобное явление крайне негативно действует на человека не столько своим содержательным посылом, сколько фактом беспардонного проникновения в психику.
Через внушение в психику забрасываются манипуляции, обесценивания, ложные установки, искаженная картина мира и прочее. Но ключевым в процессе внушения является именно сам факт вторжения в область психики в обход разума, как бы через потайной вход. Самое удивительное, что зачастую, ни внушаемый, ни внушающий даже не задумываются о происходящем, а просто рефлекторно действуют по инерции, обкатывая привычные шаблоны общения.
Если включить воображение и рассмотреть психику как нечто отдельное, то уместным будет пример человека с собакой, где человек это разум, а собака – психика. Так вот, внушающий человек, это тот, кто незаметно от хозяина, то есть разума, начинает работать и договариваться с собакой, приманивая её и отводя в сторонку. Идет общение напрямую с психикой через вызов эмоций и чувств, а затем закладка внушения. Причем, внушающий, неосознанно провоцирует психику другого начинать бессознательно вредить самому себе. Происходит некая закладка негативного кода и человек становится его заложником.
Для того, чтобы понять принцип внушения, будет достаточным разобрать простой, но очень красноречивый пример, который часто приходится наблюдать в повседневном общении между людьми.
Продавец во время оплаты товара вежливо и участливо напоминает покупателю, чтобы тот не забыл застегнуть замок на сумке без видимых на то предпосылок. Казалось бы, искренний душевный порыв, подкрепленный теплой обволакивающей улыбкой. И это действительно так, всё с чувством и от чистого сердца, разве здесь может быть подвох?
Если, подобную просьбу услышит внушаемый человек, то он сразу заулыбается, слегка засмущается от того, насколько добрые и прекрасные люди вокруг, которые так о нём заботятся. И вот такая тёплая, расплавленная психика мало того, что начинает выливаться из берегов, так еще и принимается впитывать в себя следующее внушение: «ты без посторонней помощи ни на что не способен, даже замок на сумке застегнуть не можешь». И не удивительно, что потом такой человек будет какое-то время ходить рассеянным, и даже не будет понимать, почему это происходит. Будет терять вещи, всё путать на ровном месте, забывать слова и всячески вылетать из процессов. А потом у него начнется фаза раздражения на свои же действия и долго ему придется выводить самого себя на исходный уровень.
А теперь представьте, что данную фразу в отношении себя услышит директор, который руководит сотнями людей или криминальный авторитет, к примеру. Такие люди подобную риторику расценят, как попытку опрокидывания их личности до уровня детского сада. Если в ответ бросить укоризненный взгляд и вежливо ответить фразой «не стоит беспокоиться, я сам знаю», то даже такой безобидный ответ, который отторгнет попытку вторжения, на сознательном уровне будет выглядеть невежливым и оставит неприятный осадок.
Однако, всё коварство в том, что при виде сильных мира сего, продавцу и в голову не придет про замок на сумке заикаться. Психика продавца сама затормозит сей процесс и не подставит себя под удар. А всё потому, что люди с лидерской позицией уже неоднократно отражали такие вторжения через своевременный отпор, и психика других людей это считывает и не побуждает выдавать заботу с ослабляющим эффектом.
Вы улавливаете эти механизмы? Кто-то позволяет к себе такое отношение, а другой нет. Кто-то отбивается по мере возможностей и становится сильным, а кому-то психологически сложно выдерживать личные границы, потому что привык не замечать, а заметив, избегать неудобных ситуаций.
Здесь важно отметить пару моментов. Механизмы внушения могут нести и благотворную функцию. Например, в воспитательном или педагогическом процессах. Без необходимой степени внушения человек просто не впитает в себя полезную информацию. Однако, в этих случаях есть очень важно отличие от вторжения. Воспитательные процессы производятся только в отношении детей взрослыми как передача опыта. На то они и дети, чтобы научить их взрослению. А если человек, будучи взрослым, чувствует, что ему необходимо получить дополнительные знания или навык, то он идет на этот шаг осознанно, просит совета и с пониманием происходящего включается в педагогический процесс. Этот процесс происходит не в обход разума, а с позиции его собственного вывода и решения.
А случаи, когда один взрослый косвенно, то есть без запроса поучает или отпускает завуалированные команды другому взрослому, то это уже элементы гиперопеки, которая ведет человека в его регрессию, то есть идет погружение в состояние ребенка, в деградацию его взрослой фазы. Через определенное время человек, на которого оказывалось подобное воздействие, даже не заметит, как стал ведомым, безвольным, внушаемым, нерешительным и неуверенным. Это разрушение произойдет плавно и здесь ключевым фактором будет именно воздействие, которое всегда важно вовремя замечать и отторгать.
Таким образом, можно сделать вывод, что успех это в первую очередь следствие силы психики. Её мощь напрямую зависит от количества отбитых ударов, а её слабость от количества принятых.
Рекомендую к прочтению:
Плата за погружение в чужие проблемы или печальная участь «жилеток»