Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)!
Сегодня в продолжение предыдущей статьи «Оснащение помещений многоквартирного дома приборами учета» (почитайте, если это еще не сделали, оставляю ссылку) сегодня наша тема – ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета, что делать, если индивидуальный прибор учета вышел из строя / был утрачен, ранее введенный прибор учета/ истек срок его эксплуатации, также рассмотрим порядок расчета платы в эти периоды по индивидуальному прибору учета на примере учета электроэнергии.
В предыдущей статье, ссылка наверху описано, кто должен устанавливать приборы индивидуального учета. После установки приборов индивидуального учета их необходимо ввести в эксплуатацию, то есть сообщить заинтересованным лицам, что счетчик уже стоит и какие у него характеристики, предоставить возможность представителям осмотреть и опломбировать его, изучить документы на счетчик.
В какие сроки индивидуальные приборы учета вводятся в эксплуатацию.
- установленный прибор учета вводится в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки,
- а начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода счетчика в эксплуатацию, исполнитель коммунальных услуг (по общему правилу - УК, ТСЖ, а доме, где собственники помещений переведены на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, - это ресурсоснабжающая организация, обязан рассчитывать размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Умные электросчетчики, введенные в эксплуатацию после 01.01.2022, нужно подключить к интеллектуальной системе учета не позднее двух (2-х) месяцев с даты ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию управляющей компанией и гарантирующим поставщиком осуществляется бесплатно, исключение, если индивидуальный прибор учета вводится повторно по вине потребителя (который сорвал пломбу или знак поверки, вмешался в прибор учета или просто не обеспечил его сохранность), то опломбирование такого индивидуального прибора учета является для потребителя платным.
Какие последствия, если не установить и не ввести индивидуальный прибор учета в эксплуатацию.
Если не установить и не ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета плата за коммунальную услугу будет рассчитываться не по показаниям индивидуального прибора учета по факту, а по нормативу потребления коммунальных услуг, который установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ВАЖНО!!! Если индивидуальный прибор учета не установлен, хотя техническая возможность к его установке, то такая плата за коммунальную услугу не просто выставляется по нормативу, но еще и умножается на штрафной коэффициент.
Если, ранее введенный в эксплуатацию индивидуальный прибор учета - вышел из строя/ или/ был утрачен ранее введенный индивидуальный прибор учета/ или истек срок его эксплуатации, и при этом потребитель в установленный срок не установил новый индивидуальный прибор учета
способ расчета платы зависит от даты, когда, во-первых, индивидуальный прибор учета сломался/утратился/истек срок его поверки (либо собственник перестал передавать показания), а во-вторых, от действий и просрочки гарантирующего поставщика (если такая просрочка есть) рассмотрим ниже на примере индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии.
*гарантирующий поставщик - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом.
Рассмотрим разные случаи, которые возникают у собственника многоквартирного дома в период эксплуатации индивидуального прибора учета – прибор учета (счетчик электроэнергии):
- вышел из строя;
-если сроки для монтажа нового индивидуального прибора учета и его ввода в эксплуатацию нарушены;
-если истек интервал между поверками индивидуального прибора учета электроэнергии. Что в этом случае необходимо делать и какой размер платы за электроэнергию в период устранения каждой из этих ситуаций, оплачивает потребитель.
1 Если индивидуальный прибор учета вышел из строя.
Гарантирующий поставщик устанавливает новый индивидуальный прибор учета и вводит его в эксплуатацию не позднее 6 месяцев:
1. с даты истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета (если дата есть в договоре об электроснабжении, гарантирующий поставщик ее знает);
2. либо с даты получения обращения потребителя /управляющей компании;
3. либо с даты обнаружения негодности индивидуального прибора учета самим гарантирующим поставщиком (если индивидуальный прибор учета проверяет управляющая компания - с даты получения генеральным поставщиком этих сведений).
При этом плата определяется исходя из среднемесячного объема начиная с даты события и до даты введения нового индивидуального прибора учета.
2.В случае, если гарантирующий поставщик нарушает установленные сроки для монтажа нового индивидуального прибора учета и его ввода в эксплуатацию
для потребителя стоимость коммунальной услуги снижается:
- на 7% начиная с 01.01.2024 г.,
- на 14% начиная с 01.01.2025 г.,
- на 20% начиная с 01.01.2026 г. за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя (в том числе через управляющую компанию, если многоквартирный дом не находится на прямом договоре с гарантирующим поставщиком), до даты введения нового индивидуального прибора учета.
Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость коммунальной услуги по электроснабжению снижается:
- на 14% в 2024 г.,
- на 28% в 2025 г.,
- на 40% в 2026 г. Снижение не производится, если представители гарантирующего поставщика не были допущены до места установки индивидуального прибора учета.
Претензия в адрес гарантирующего поставщика должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для гарантирующего поставщика.
3.Когда и что случится с индивидуальными приборами учета, если
истек интервал между поверками индивидуального прибора учета электроэнергии.
1 Вариант.
а) Гарантирующий поставщик устанавливает новый индивидуальный прибор учета и вводит его в эксплуатацию в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат:
1. с даты истечения срока поверки индивидуального прибора учета (если дата есть в договоре об электроснабжении, гарантирующий поставщик ее знает);
б) либо с даты получения обращения потребителя /управляющей компании об истечении интервала между поверками;
в) либо с даты, когда гарантирующий поставщик сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если индивидуальный прибор учета проверяет управляющая компания - с даты получения гарантирующим поставщиком этих сведений).
Плата определяется исходя из среднемесячного объема начиная с даты истечения межповерочного интервала и до даты введения нового индивидуального прибора учета.
2 Вариант.
Гарантирующий поставщик поверяет индивидуальный прибор учета потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат:
1. с даты истечения срока поверки индивидуального прибора учета (если дата есть в договоре об электроснабжении, гарантирующий поставщик ее знает);
2. либо с даты получения обращения потребителя /управляющей компании об истечении интервала между поверками;
3. либо с даты, когда гарантирующий поставщик сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если индивидуальный прибор учета проверяет управляющая компания - с даты получения гарантирующим поставщиком этих сведений). Индивидуальный прибор учета не соответствует метрологическим требованиям
Плата определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета.
3. Вариант.
Гарантирующий поставщик поверяет старый индивидуальный прибор учета потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат:
1. с даты истечения срока поверки индивидуального прибора учета (если дата есть в договоре об электроснабжении, гарантирующий поставщик ее знает);
2. либо с даты получения обращения потребителя /управляющей компании об истечении интервала между поверками;
3. либо с даты, когда гарантирующий поставщик сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если индивидуальный прибор учета проверяет управляющая компания - с даты получения гарантирующим поставщиком этих сведений).
При этом индивидуальный прибор учета не соответствует метрологическим требованиям, гарантирующий поставщик ставит новый индивидуальный прибор учета.
Плата до поверки определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета, а затем пересчитывается исходя из среднемесячных показаний индивидуального прибора учета, а если это невозможно,- норматива потребления.
4. Вариант.
Гарантирующий поставщик нарушает установленные сроки для поверки старого индивидуального прибора учета либо для монтажа нового индивидуального прибора учета и его ввода в эксплуатацию.
Для потребителя стоимость коммунальной услуги снижается:
- на 7% начиная с 01.01.2024 г.,
- на 14% начиная с 01.01.2025 г.,
- на 20% начиная с 01.01.2026 г. за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя (в том числе через управляющую компанию, если многоквартирный дом не находится на прямом договоре с гарантирующим поставщиком), до даты введения нового индивидуального прибора учета.
Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость коммунальной услуги по электроснабжению снижается:
- на 14% в 2024 г.,
- на 28% в 2025 г.,
- на 40% в 2026 г. Снижение не производится, если генеральный поставщик не был допущен до места установки индивидуального прибора учета.
Претензия в адрес гарантирующего поставщика должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для гарантирующего поставщика.
Дорогие подписчики и друзья канала, эта статья тяжелая для восприятия, но те, кто хочет знать, почему меняется размер платы за коммунальную услугу, зачем необходимо следить за индивидуальным прибором учета и что происходит, если вовремя не обратиться в управляющую компанию или к гарантирующему поставщику для замены индивидуального прибора учета или не вовремя произведена поверка прибора учета, надо напрячься и почитать статью.
Материал подготовлен на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», очень сложный для восприятия, но вы должны это знать.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте для себя такие статьи как шпаргалки для тех случаев, когда что-то произошло с вашим индивидуальным прибором учета электроэнергии.