Нельзя сказать, что в день появления на свет Гавриила Романовича Державина 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года у главы Небесной канцелярии было такое уж радужное настроение. Будущий поэт и государственный деятель родился вдали от столиц, в глухой по тем временам провинции – в Казанской губернии в семье мелкопоместных дворян. Страдавший туберкулезом отец, секунд-майор Роман Николаевич Державин, рано умер. Ни о каком блестящем будущем для мальчика речь не шла: мать Фёкла Андреевна едва-едва сводила концы с концами. И все же она устроила сына в казанскую гимназию – пусть и всего на два года.
В 19 лет юный Державин вступает в Преображенский полк, участвует в перевороте, который возводит на престол Екатерину II. Но без протекции при дворе, будь ты хоть тысячу раз верноподданным, далеко по службе не продвинешься. Долгие годы Державин оставался простым гвардейцем без каких бы то ни было ясных перспектив, получив свой первый офицерский чин лишь в 29 лет.
Первой по-настоящему большой удачей стало для Державина участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева (1773-1775). В будущем его подробнейшие записки о тех событиях с указанием сотен имен и множества географических подробностей очень помогли Александру Сергеевичу Пушкину при работе над «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой».
Выйдя в отставку, Гавриил Романович начинает гражданскую службу. И вот тут наконец-то удача ему улыбается. В последующие годы он станет правителем Олонецкого и Тамбовского наместничества. При нем в нынешней Карелии появится первая казенная больница, а в Тамбове - несколько народных училищ, театр, типография (где в 1788 году печаталась первая в Российской империи провинциальная газета «Тамбовские известия»). Три года будет служить кабинет-секретарем Екатерины II (характеры у обоих непростые, так что увы, расставание неизбежно), два года – возглавлять Министерство юстиции. И все это время параллельно с делами государственными Державин будет заниматься изящной словесностью.
Первый литературный успех пришел еще в 1782-м, после публикации оды «Фелица». По тем временам это был поистине революционный текст. В высокий, торжественный жанр оды Державин, не дрогнув, добавляет бытовые, домашние описания, представляя свою героиню-царицу вполне земной женщиной.
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Несмотря на слом шаблона и на многочисленные интимные подробности жизни самого автора (А я, проспавши до полудни, курю табак и кофе пью), Екатерина II осталась этим поэтическим подношением весьма довольна.
Поэтическое творчество Державина с его «Памятником», «Водопадом», «Снегирем» и «Ласточкой», одой «Бог», неофициальным российским гимном «Гром победы, раздавайся!» считается вершиной русского классицизма, у истоков которого стояли М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков. Но Державин пошел дальше: «Ломоносов был на ораторской кафедре, Державин сменил его, облекся в халат небывалого мурзы», - писал о нем Юрий Тынянов. Ему удалось привнести в высокую поэзию ясность и жизненность, понятную простоту и очевидность, при этом не пожертвовав главной своей поэтической целью: прославлять великое, порицать дурное, постоянно напоминая читателю, что, какую бы роль они не играли на земле, Небесный суд никого не минует.
Встреча юного Пушкина и старика Державина на лицейском экзамене в 1815-м случилась за полтора года до смерти Гавриила Романовича и, конечно же, выглядит настоящим знамением. Державин не просто заметил Пушкина и «в гроб сходя, благословил». Он оставил ему невероятное литературное наследство, которым молодой поэт распорядился куда как талантливо:
«Когда Державин впоследствии писал, что он первый «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», он гордился, конечно, не тем, что открыл добродетели Екатерины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он понимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа. И быть может, доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», - он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».
В.Ф. Ходасевич
Еще больше подробностей о жизни сегодняшнего юбиляра ищите на выставке «Чудо-богатырь русской поэзии», которая работает в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, 12 до 30 июля 2023 года.