Вечером шумно было уже во дворе у Светланы. Пришел Семен, сын деда Силантия, да не один, а с двумя своими сыновьями, дедовыми внуками. Парни были в деда, высокие, жилистые. По возрасту они скорее всего были погодки, обоим было уже лет по 25.
Дружная команда, во главе с бригадиром-отцом, принесли с собой новые столбы, уже отпиленные по размеру и необходимые инструменты. Работали они так слажено, что Светлана залюбовалась.
Казалось, они понимали друг друга с полуслова или даже с одного взгляда. Поэтому и дело продвигалось быстро, без особых осложнений. Около двух часов понадобилось работникам, чтобы переделать старый забор на новый. Они не только убрали калитку, но и скосили всю траву на своем пути. Отремонтированный участок забора сразу стал смотреться ровным и аккуратным.
Разливая по стаканам холодный компот, которым Светлана угощала работников, она видела, что к Семену подошел Андрей и о чем-то долго с ним разговаривал. Прощались они уже как добрые знакомые, пожав друг другу руки.
Позже она узнала, что Андрей попросил покосить участок и помочь в некоторых плотницких делах по дому.
Оказывается, он тоже днем не терял время попусту. Сходил в сельскую администрацию, предъявил свои права на дом и участок. По документам получалось, что и дом, и земля давно уже принадлежали брату Григория Зорькина, Виктору. И теперь, когда не стало самого Виктора, дом и все остальное имущество перешло Андрею, как единственному наследнику. А это значит, что вселился в дом он на законных основаниях, только что будет с домом дальше никто не знал.
По неписанным деревенским законам все новости первыми обсуждаются в магазине, или около него. Вот и эту новость принесла в магазин Василиса, секретарь в сельской администрации. Вся администрация состояла из 3 человек, поэтому Василиса выполняла обязанности и секретаря, и делопроизводителя, и отдела кадров. Новости из ее уст были самыми верными.
Все, кто был в магазине в тот момент, включились в обсуждение неожиданного события. Кто-то вспомнил самого Виктора Зорькина, который уехал из деревни сразу после десятилетки. Говорили, что он остался в армии служить, там дослужился до генерала и только потом уже женился. Кто-то вспомнил, что в семье Зорькиных был скандал из-за невесты Виктора. Видно не ту девушку выбрал. Но по большому счету никто ничего толком не знал. А уж про то, что дом не принадлежит Григорию и думать не могли.
Обо всем этом рассказала Светлане Ниночка, когда они с Екатериной пришли к подруге, чтобы идти искать нужную траву. Светлана в ответ рассказала о своем утреннем знакомстве с соседом и о походе на кладбище. Она и траву показала, что принесла домой, обрадовавшись находке.
- Светка, ты с ума сошла, забыла, что с кладбища ничего забирать нельзя, да еще в дом тащить, -едва увидев веточку, взволновано проговорила Ниночка, - плохая это примета.
- Да знаю я, только что мне делать было. Телефон с собой не взяла, могла бы хоть сфотографировать, а запомнить и описать я все равно не смогу. Лучше скажите, у кого из вас интернет есть. Я сравнить хочу, хоть узнать, как называется этот цветок.
- Да что там в интернете искать, надо к Игнашихе идти, она траву точно опознает, да и совет может дать, как с этой травой поступить, с кладбища все-таки, - Ниночка встала и предложила идти к бабке Игнашихе сразу, не откладывая.
Дом Игнашихи находился на другом конце деревни, стоял особняком и был на вид очень старым.
Подойдя ближе, Светлана заметила небольшой навес, под которым сушились разные травы, связанные в небольшие пучки. Самой Игнашихи видно не было. Может уже спала, а может занималась своими делами. Колдовскими, как предположила Екатерина.
Женщины нерешительно топтались перед калиткой, обсуждая стучать или не стоит. Наконец, Ниночка не выдержала и решительно заколотила кулачком в калитку.
Спустя какое-то время открылась низенькая дверь дома и на крыльцо вышла старушка. Она совсем не походила на ведьму или колдунью. Седые волосы были гладко зачесаны и спрятаны под беленький платок, темная юбка в веселенький цветочек, да простая ситцевая кофта из отбеленного ситца дополняла образ доброй мамки-няньки из старых фильмов.
- Чего тарабаните, оглашенные. У меня звонок есть, - певуче произнесла старушка и направилась к калитке, - видно дело великое, раз нетерпеливые такие, иначе кто на ночь глядя ходит?
- Совет твой очень нужен, бабушка, не терпит до утра.
- Ну проходите, коли так, - и старушка, закрыв за гостями калитку направилась к дому.
Светлана с любопытством огляделась. Старенький домик врос своими корнями в землю почти наполовину. Маленькие окошечки смотрели подслеповато и неприветливо. Дверь в дом была тяжелая, из толстых досок, черных от времени.
- Вот что, девонька, может дело у вас и общее, но касается оно все-таки одной из вас. Вот пусть одна и заходит, а вы тут, на крыльце обождите, вон на лавке можете посидеть, - и старая Игнашиха махнула рукой в сторону.
В дом зашла одна Светлана.
- Садись вот на табурет, девонька. Да рассказывай, что тебя привело на ночь глядя.
Светлана огляделась. Ни связок с лягушачьими лапками, ни птичьих перьев, ни других ведьминских аксессуаров Светлана в доме не заметила. В доме пахло свежей травой, топленным молоком и еще чем-то приятным.
Может быть от располагающего вида местной знахарки или от приятного травяного запаха, но Светлана сразу поверила, что Игнашиха ей обязательно поможет.
Она села на табурет, и сама не заметила, как рассказала о себе все. И о своей жизни с мужем, и о детях, которых не было, и о сне, и о траве, которую нашла на кладбище.
Старушка слушала, не перебивая. Только иногда поглядывала на веточку травы, которую держала в руках Светлана. А когда Светлана закончила рассказ, она встала, прошла через всю комнату и скрылась за цветной занавеской у печки.
Вернулась она с небольшим мешочком.
- Не хорошо с кладбища забирать чтобы то не было. Трава, что выросла на могилках, может и несет в себе силу, да не принадлежит эта сила живым. И об этом всегда надо помнить. Но мама никогда просто так не снится. Помочь хотела она тебе, подсказать что-то.
- Траву, что ты принесла по-разному в народе называют кто червишник, кто сыворотень, кто гусятник. В наших местах зовут желтой кашкой или медовником. А по науке это подмаренник душистый. Цветы этой травки медом пахнут, вот ты запах и запомнила.
Для лечения сердечных болей ее пользуют, для желудка хороша. Сразу скажу, ноги она тебе не вылечит, а вот душевное спокойствие принесет. Если будешь ее как чай заваривать и в день по чашке выпивать.
- Я траву эту пользую еще и как помощь тому, кто ребеночка зачать не может, - продолжала Игнашиха, - многим уже помогла. Может быть и тебе эта травка именно для этого предназначена. Будет дитятко бегать, забудешь про свои ноги больные. Только для этого надо эту траву в поле, да на лугу собирать, а не с кладбища тащить. Сейчас самое время ее заготавливать, да сушить на зиму.
- Бабушка, прошло видно мое время ребеночка заводить. Мужа нет, а без мужа, как известно, детей не бывает.
- Лет то тебе милая сколько?
- Тридцать семь уже исполнилось. И возраст не тот, и мужа нет. Так что уже и слезы все выплакала, и думать себе запретила. Мне бы ноги подлечить.
- Одно другому не мешает. А мужик для такого дела всегда найдется.
Старая знахарка поднялась со своего стула, обошла Светлану и встала у нее за спиной. Что она там делала Светлана не видела, только почувствовала, как жар прошел сквозь нее. С головы до ног словно огонь прокатился. Миг и все стихло.
Игнашиха вернулась на свое место.
- Душу сначала лечить надо. Правильно сделала, что в родной дом вернулась. Не спеши назад возвращаться. Сама поймешь, когда пора будет. А душу поправишь, ноги сами пройдут.
- Бабушка, перебила знахарку Светлана, а что же мне с этой веточкой делать? Куда ее девать?
- Не перебивай, слушай что говорю. Ишь нетерпеливая какая. Коль пришла, слушай внимательно. Траву твою надо назад на кладбище отнести, да на место положить. Расти она, конечно, уже не будет, но место свое найдет. Да не просто отнести, а с молитвой и гостинцами Хранителю кладбища.
- Как это?
- Сейчас научу. Слушай внимательно.
И Игнашиха стала подробно рассказывать, что Светлана должна сделать. Светлана слушала и запоминала. Сейчас ей было важно исполнить ритуал возвращения веточки на кладбище.
- Ну а как все сделаешь, выжди три дня, тогда и придешь. Научу тебя где медовник найти, да как собрать правильно. А пока вот тебе из моих запасов. Заваривай дома, как чай, да пей. Можно с сахаром, можно с конфеткой, а лучше всего так, в чистом виде. Спасть крепче будешь, успокаиваться начнешь.
-Спасибо, бабушка. Сколько я должна вам?
- Иди с богом, я денег не беру и плату не назначаю. Сердце свое спросишь.
Светлана взяла протянутый ей мешочек с травой, поблагодарила старушку и вышла во двор.
Навстречу ей поднялись Ниночка с Екатериной.
- Ну? Что так долго? Мы думали она там уже уморила тебя, - подошла к ней Екатерина.
- Что вы, она хороший человек, чего вы так все про нее говорите? Я думаю, она никому плохого не сделала. А долго, потому что разговаривали, советы она мне дала, что делать и как.
Но рассказывать о своем разговоре с Игнашихой Светлана не стала. Не хотелось делиться, казалось, что если сейчас все расскажет, ничего у нее не получится.
- Ладно подруги, побежала я к своим, потеряли меня дома, наверное, - попрощалась Ниночка, чей дом был ближе всех на пути. Следующей свернула к своему дому Катерина. К себе Светлана возвращалась уже одна.
Она тихо шла по ночной улице и перебирала в памяти все то, что сказала ей знахарка. В ее голове всплывали слова о беспокойной душе, о больных ногах, о детишках, которым помогает появиться на свет трава, пахнущая медом.
«Подмаренник, слово то какое-то, я такое даже не слышала. Правильно говорит Игнашиха, не знаем мы всей пользы родной природы.
Интересно, как же знахарку на самом деле зовут. Надо будет узнать. Почему ее Игнашиха называют? Фамилия что ли такая.?И почему я ее не помню совсем? Спрошу завтра у Ниночки», - думала Светлана, приближаясь к своему дому.
Уже зайдя за калитку, она обратила внимание, что во дворе что-то изменилось. Светлана огляделась. Все было на своих местах, но по-другому. И только на крыльце она поняла. Свет из окон соседнего дома хорошо освещал ее двор, отчего двор казался повеселевшим.
Здравствуйте, дорогие мои подписчики, друзья и гости канала КНИГА ПАМЯТИ.
Готова новая часть рассказа. Читайте, оценивайте, комментируйте. Мне дорого мнение каждого читателя.
И вновь, всех, кто "попал на канал случайно", приглашаю подписаться. Просто перейдите по ссылочке КНИГА ПАМЯТИ