Будильник Светлана завела на ранее утро. Игнашиха наказала ей быть на кладбище строго на рассвете, когда день только-только подкрасит небо серой краской, а солнце начнет готовиться к появлению на небосклоне.
Перебрав свои запасы, Светлана нашла большую шоколадку, которую купила у Ниночки. Купила так, на всякий случай, вот этот случай и представился. Приготовила батон, сыр, отварила яйца, налила в бутылку домашней наливки, что осталась от встречи с подругами, в маленькую баночку положила мед, что принесла с собой Ниночка.
«Я еще ругала Катерину, куда столько наливки принесла. А теперь, похоже, для дела пригодится», - думала Светлана, собирая дары для Хозяина кладбища.
Ночью она часто просыпалась, боялась проспать и упустить нужный момент, поэтому встала даже раньше будильника. На улице было еще темно, но чувствовалось, что рассвет не за горами.
Светлана оделась потеплее, завязала на голове мамин платок, надела на ноги сапожки и, не дожидаясь полного рассвета, отправилась в сторону кладбища.
Деревня еще спала, досматривая последние сны, поэтому Светлана внутренне радовалась, что никого не встретила на дороге и никому не надо было ничего объяснять. На улице было довольно темно, неясный утренний свет едва освещал дорогу. Страха не было, но смутное беспокойство все-таки нарастало в душе по мере того, как она приближалась к нужному месту. Дойдя до кладбища, Светлана остановилась и огляделась.
Небо чуть посветлело, ночные сумерки отступили, уже можно было разглядеть кресты на могилах, решетки оградок и памятники, которыми в последнее время все чаще заменяли кресты.
Было так тихо, что невольно в голову лезли мысли о вечном покое или царстве снов, о месте, где слова уже ничего не значат.
Медленно передвигаясь, Светлана вышла на развилку трех хорошо утоптанных дорожек, ведущих в разные части кладбища. Едва она ступила на развилку, как услышала шелест листьев на деревьях. Ей показалось, что кто-то незримый разговаривает с нею, только она не может разобрать ни единого слова.
Именно в эту минуту Светлана почувствовала, как по спине пополз липкий и холодный пот страха. В голове застучали молоточки, выбивая неизвестную мелодию, а руки стали ледяными и ничего не чувствовали.
Сколько женщина простояла на развилке, она не знала. Наконец, поборов страх, Светлана силой воли заставила себя выйти из оцепенения.
Она открыла сумку, достала подарки для Хозяина и негромко проговорила: «Дар, Владыка, от меня прими, себе на благо, мне - на радость. Прости меня, что унесла твое имущество, не специально, по необходимости. Возвращаю на место с дарами вместе».
И быстро положила все это на землю. Сверху добавила уже совсем завядшую веточку.
В ту же минуту Светлана увидела, что со стороны кладбища надвигается на нее седой туман. Это не было похоже на человека или животное, просто туман и все. Такой, какой часто бывает в низинных местах по утрам. Туман быстро заполнял все вокруг, приближаясь к женщине.
Светлана застыла и не могла отвести взгляд от этого тумана. Вдруг совсем рядом, почти над головой, громко каркнула ворона. Так громко, что Светлана вздрогнула, быстро повернулась и, забыв о своих больных ногах, побежала назад.
Она бежала изо всех сил, не оглядываясь и ни о чем не думая. Сейчас для нее главным было добежать до дома живой и невредимой. Очнулась она уже на своей улице. Просто почувствовала, что бежать больше не в силах. Сейчас или дыхание остановится, или ноги подкосятся, и она замертво упадет на землю.
Воздух был сырым и свежим, таким, какой он бывает только ранним утром или после хорошего летнего ливня. Кругом было уже довольно светло. То тут, то там в окнах уже загорался свет, были слышны звуки обычной деревенской жизни.
Кто-то готовился доить коров, кто-то разогревал машину для поездки, кто-то тихо переговаривался на крыльце дома.
Светлана пришла домой, где ее с лаем встретил Дружок. Она медленно опустилась перед щенком на колени, схватила его за уши и весело рассмеялась.
- Ты даже не представляешь, какой кросс я сейчас пробежала. Да еще с такой скоростью, что меня не мог догнать даже ветер. Я и в студентках так быстро не бегала, а тут… со своими больными ногами. Установила, можно сказать, личный рекорд, - а потом, видя, как фырчит и вырывается из ее рук щенок, добавила, - и важное дело сделала. Не испугалась, не струсила.
Светлана вывела собаку на прогулку, прихватив небольшое ведро, чтобы принести воды из колодца. Не принято было в деревне просто так с собакой прогуливаться. Они уже возвращались обратно, когда их догнал Павел.
- Доброе утро, хотел вечерком заглянуть, а тут ты сама. Как обживаешься на новом месте? – Павел подхватил у Светланы ведро и пошел рядом.
- Да какое оно новое, Паша, это же дом мой родной. Я в нем родилась и выросла, сам ведь знаешь. А вот сосед у меня точно новый.
- Слышал уже. И даже видел. Он вчера ко мне в медпункт заходил. Интересовался, что у нас там и как работает, какие специалисты есть. Он тоже врач, оказывается. Только военный. Работал сначала в военном городке в городе N, а сейчас к нам на постоянное место приехал. Говорит, что последние несколько лет в горячих точках служил, а сейчас все, ушел на пенсию, да еще с высоким званием.
- На пенсию? Так сколько ему лет то?
- Не знаю, этим не интересовался, а вот диагност он хороший. Посидел немного со мной на приеме, все болячки сходу определил. Я бы от такого напарника не отказался.
Они дошли до дома Светланы.
- Давай еще ведра, я сбегаю. Побережем твои больные ножки.
- Ну сбегай, это хорошая традиция, - пошутила Светлана и вынесла Павлу два больших оцинкованных ведра.
Воду Павел занес прямо в дом и аккуратно поставил на лавку у печи.
- Ты когда ко мне соберешься? Приходи, бери все медицинские бумаги и приходи. Посмотрим, что с твоими ногами. А хочешь, я и Андрея приглашу, он свое слово тоже скажет.
- Какого Андрея? – Светлана не сразу сопоставила знакомое имя со своим соседом, а когда поняла, отрицательно покачала головой.
- Не надо никакого Андрея. А к тебе? Как только соберусь, так и приду, - сказала Светлана, вспоминая какую дистанцию она сегодня уже пробежала. Да непросто пробежала, а пронеслась, как метеор.
Так, разговаривая, они дошли до калитки. По пути обсудили, как хорошо дед Силантий траву покосил, какой добротный забор получился у Светланы.
Проводив Павла, Светлана возвратилась к себе и уже на крылечке почувствовала, что в спину ей кто-то смотрит. Немного испугавшись, она поспешила войти в дом и уже из окна выглянула на улицу. Рядом с ее калиткой стоял сосед. Стоял и внимательно разглядывал ее дом.
- Его мне только и не хватало? – подумала Светлана, отходя от окна.
Но сосед не постучался и не вошел в калитку. Он медленно прошел мимо.
- Куда это он в такую рань? Может в магазин? Так закрыто еще. А больше то у нас и ходить некуда, - подумала Светлана, провожая взглядом высокую фигуру.
Она вскипятила воду в чайнике и заварила себе чай из травы, которую ей дала знахарка. Под воздействием кипятка трава разбухла и стала издавать удивительный аромат. Пахло медом, чуточку лимоном, мятой, и еще какими-то травами. И цвет у чая получился яркий, насыщенный.
Делая в этот день себе исключение, Светлана положила в чай две ложечки сахара, вяла кружку с целебным напитком и вышла на крыльцо. Солнце уже расправило свои лучики по всему небосклону, обещая жаркий солнечный день.
«Что ж, - подумала Светлана, - видимо последний приют одинокой души будет не совсем печальным. Лето пока продолжается, школы закрыты на каникулы. Значит у меня есть время определиться, останусь ли я здесь надолго или все-таки вернусь в городскую квартиру».
Больше всего сейчас она жалела, что оставила в городе свою машину. В деревне элементарных вещей не купишь, а ехать в райцентр и тащить оттуда сумки с покупками было очень непривлекательным занятием. Особенно для больных ног Светланы Николаевны.
Вспомнив о ногах, Светлана с удивлением посмотрела на свои конечности. Отек спал и ходить ей стало гораздо легче.
«Интересная ситуация, - думала Светлана, - здесь. в деревне, ноги болят меньше и тяжести я почти не чувствую. Неужели и вправду все зависит от душевного состояния. За эти дни я совсем не вспоминаю о муже, не думаю о своих болячках».
Она почувствовала прилив энергии и впервые за последние два года поняла, что жизнь продолжается.
Закончив завтракать, Светлана решила сесть и написать список покупок, необходимых для жизни в деревне. А еще она стала планировать первоочередные работы по дому.
Закончить Светлана не успела, зазвонил телефон, который она включила накануне. На экране высветилась фотография сестры Людмилы. Услышав такой родной голос сестры, она проглотила комок в горле и постаралась придать голосу бодрое выражение.
Разговор был коротким. Сестра обрадовалась, что Светлана переехала жить в родительский дом, посоветовала ей еще раз съездить в город и забрать машину. Тогда отпадет множество проблем с доставкой необходимых вещей. А еще Людмила поддержала мысль о дистанционной работе для Светланы.
- Ты главное пробуй, сейчас хорошее время, до начала учебного года еще есть время, поэтому вполне можно найти учеников на дистанции. Кто-то захочет школьный материал повторить, кто-то пробелы в знаниях исправить. Ты хорошо владеешь компьютерными технологиями, да и опыт дистанционной работы у тебя есть.
Я верю, у тебя все получится, - говорила Людмила, вселяя уверенность в любимую сестренку.
- Я вообще-то позвонила, чтобы в гости тебя пригласить, даже денег тебе на дорогу выслать хотела, но раз у тебя такие перемены, устраивайся там, дома. А по осени может и мы сами приедем, хотя деньги я тебе в любом случае переведу, сама знаешь, как с ними поступить, - продолжала Людмила.
И как Светлана не отказывалась от денег, сестра осталась при своем мнении, а через некоторое время на валютный счет Светланы поступил новый перевод.
-Теперь точно надо выбираться в город, чтобы деньги поменять. Да и машину надо забирать, тут Людмила права.
Вечером Светлана опять сходила к старой знахарке. На этот раз она пошла одна и пробыла у нее довольно долго. Она в подробностях рассказала Игнашихе, как сходила на кладбище, что видела и какие чувства испытывала.
- Теперь ночь покажет, принял ли Хозяин твой откуп, - подвела итоги знахарка, - вот если ночью кошмары будут сниться, то плохо дело, нет тебе прощения. А если спать будешь, как младенец, значит, все хорошо. И нет больше на тебе негатива кладбищенского.
Светлана еще днем сбегала в магазин к Ниночке и купила пакет разных сладостей. Их то она и принесла старушке.
- Спасибо бабушка, здорово вы мне помогли. Чайку с конфетками попейте, не знаю, что любите, на свой вкус выбирала.
Игнашиха махнула рукой в сторону стола.
- Положи туда. Хоть и не стоило деньги тратить, но приятно. Деревенские то все больше молочка, сметанки, да яйца приносят. А ты конфеты. Внуки приедут, будут очень рады.
- У вас и внуки есть.
- А как же. Ведь не одинокая я, дочка у меня, в городе с мужем живет, да внуков трое. Вот недельки через три приехать обещались, погостить. Зять с огородом поможет.
- Я думала…
- Что я древняя ведьмачка? – перебила Светлану Игнашиха, - я травница, еще от бабки своей научилась. Очень хорошо она травы знала, лечить травами умела, ну и еще кое-что. Вот я у нее и переняла. Отвороты-привороты не делаю, проклятье не посылаю, а вот травку для избавления от болей посоветовать могу.
Долго они разговаривали. Казалось, что и сама Игнашиха рада этому общению. Она рассказывала про себя, про дочку свою и про то, как та детишек своих родила. Уже и не надеялась, а потом сразу трое, друг за другом.
Уже уходя, Светлана решилась задать вопрос, который мучил ее с того самого дня, как услышала.
- Бабушка, а почему дом Зорькиных проклятым называют? Говорят вы там голоса какие-то слышали.
- Никому не говорила, а тебе скажу. Тем более, что и хозяин у дома появился. Так вот, как не стало Зорькиных, повадились туда парнишки бегать. Цветов нарвать или костер развести. Дом то бесхозный остался. И цветы, и дрова – все на месте. А где костер, известное дело, пожар может случиться. Мне тогда Валентина Зорькина приснилась. Вроде стоит у дома, а вовнутрь не заходит и головой так укоризненно качает. Вот я и придумала, попугать мальцов, чтобы боялись в дом то лезть.
- А неприятности и вправду там случались. Полез мальчишка Головиных на чердак по лестнице, да упал, ногу сломал и ребро. Долго в гипсе ходил. Потом и Ефратовых сын в уличный погреб провалился. Как его туда занесло не знаю, только провалился так, что сам вылезти не смог. Сидел там голодом и плакал. Не слышал, видать, никто.
Через два дня, когда уже и искать не знали где, случайно Павел, доктор наш, по дорожке шел, плач услышал, ну и нашел мальчишку то, вытащил. Вот с тех пор все и поверили, что дом проклятый и ходить туда опасно. Так и стоял до этих дней, - продолжала старушка.
Светлана душой почувствовала облегчение. Обычным дом соседский оказался.
- Бабушка, я у них запасные ключи от нашего дома оставляла, можно теперь забрать?
- Отчего ж нельзя. Висят, наверное, где-то на видном месте. Спроси нового хозяина, да забирай.
Потом знахарка рассказала Светлане где искать заветную травку, как и когда ее собирать, да сушить правильно. И опять сказала загадочные слова.
- Ищи, девонька, ищи. Эта травка тебе и покой, и счастье принесет. Не зря мать твоя ее тебе показала. А пока ту травку, что я дала, пей. Нужда будет, еще придешь, я никуда не денусь.
Светлана вернулась домой в хорошем настроении. В этот день она решилась более внимательно осмотреть свое хозяйство. Зашла в сарай, где отец инструменты держал, осмотрела хлев для скотины. В разное время тут разная живность жила. То корова с теленком, то поросята, то коза Дереза. Это ее мама так называла, за своенравный характер.
В последнее время мама болела, держала десяток кур, петуха горластого, да с козой своей расстаться никак не могла. А как мамы не стало, раздала Светлана всю живность по соседям, хлев закрыла на железный засов, который отец сделал.
Дошла Светлана и до бани, на которую возлагала большие надежды. Ведь баня в деревне первое дело. И помыться можно, и постирать. С виду баня была вполне пригодной. Дед Силантий скосил траву вокруг бани, да от дерна густого дверь в баню не открывалась. Пришлось лопатой расчищать.
Изнутри баня тоже сильно не пострадала, в самом углу от дождей крыша прогнила немного и вода стекала по стенам бани, но бревна на первый взгляд оставались целыми.
«Надо у Семена, сына деда Силантия спросить, можно ли баню починить. Это, пожалуй, первая задача. Уж больно неудобно в тазике мыться», - подумала Светлана, возвращаясь в дом.
К ночи на душе у Светланы стало неспокойно. Как пройдет ночь, простил ли ее Хозяин кладбища? Всякие мысли крутились в голове, мешали заснуть. Сон пришел уже далеко заполночь. Светлана и сама не заметила, как уснула.
Проснулась она от звонкого пения соседских петухов. Дружный петушинный хор возвещал о том, что наступила утро, пришел новый день.
Светлана прислушалась к себе, к петушинным ариям, взглянула в окно и рассмеялась. Ее не мучили ночные кошмары, она спала крепко и даже во сне ничего не видела. А это, как сказала Игнашиха, очень хороший знак.
«Теперь у меня точно будет все хорошо», - подумала Светлана, заваривая новую порцию душистой травы.
Здравствуйте, дорогие мои подписчики, друзья и гости канала КНИГА ПАМЯТИ.
Предлагаю новую часть рассказа. Надеюсь, что и эти события из жизни Светланы не оставят вас равнодушными.
Если это так, не скупитесь на лайки и комментарии. Мне приятно, а каналу продвижение.