Вопрос, можно ли войти дважды в одну и ту же реку, считается решенным. Но если дважды нельзя, то семь раз — вполне. Если вкратце, то: я прочитала «Мечи Калта» Грэма Макнилла, и у меня о них, как обычно, имеется немного очень личного мнения.
Книгу эту мы ждали очень долго. Казалось бы, сага о приключениях Уриэля Вентриса закончена, дальше уже нечего придумывать; потом наступил актуальный бэк, и воскрешенный Жиллиман, разумеется, познакомился со своими сыновьями — и с Уриэлем — уже в романах Гая Хейли. Но тут нам подвезли примарисов…
Мы же понимаем, что Уриэль просто обязан пройти примарисизацию?
Меж тем все это происходит на весьма сумрачном фоне. Я уже как-то отмечала, что сага об Уриэле Вентрисе по структуре сильно напоминает народные саги и былины: герой сражается с реальными врагами, затем — с врагами в небесах, затем — отправляется сражаться в Нижний Мир, сиречь в Око Ужаса, наконец, возвращается домой и далее вынужден сразиться с выходцами из Нижнего Мира в лице Хонсю, явившегося по его душу. Теперь ему пришлось пройти очередное былинное испытание: умереть по-настоящему, затем ожить и схлестнуться с другими ожившими мертвецами. Благо во вселенной Вархи они есть, и они по-настоящему «другие» — совершенно чуждые, враждебные всему живому некроны.
Макнилл все-таки пишет в первую очередь боевик, а не былину, поэтому начинает очередную часть своего опус магнум с описания боев имперских гвардейцев с некронами. Дело происходит на Сикораксе — мы уже бывали на этой планете вместе с Уриэлем, тогда ему пришлось спасти близнецов-отпрысков губернатора. Сейчас близнецы выросли и сами стали губернаторами. Бои описаны с сочным натурализмом, который, может быть, призван дать нам катарсис, но заодно внушает отвращение к войне и насилию в высшей степени. Гвардейцы — это незамысловатые, трогательные в своем бесстрашии и верности люди, простые герои множества боев, которые на любую планету высаживаются, чтобы побеждать; таковы и наши новые персонажи, в частности, капрал Элия Виваро, вот только такой враг, как некроны, им явно не по зубам. Но Император нам пришлет астартес, а затем еще и капитана Вентриса по отдельности, иначе и книгу бы писать не стоило.
И вот Уриэль возвращается к своей роте и своим Мечам Калта. Возвращается совсем другим человеком. Теперь он уже не кажется щуплым коротышкой рядом с Пазанием: наоборот, он на полголовы выше приятеля. Но примарисизация затронула Уриэля не только физически, но и психологически. Ему приходится привыкать к новому телу. Ему приходится вспоминать старые моральные устои и ценности — те, которые сделали Уриэля одним из самых симпатичных астартес сороковника. Да что там, ему приходится вспоминать даже дружбу с Пазанием, хотя, казалось бы, ее ничто не способно порушить! Физически Уриэль, конечно, стал совершеннее. Он обнаруживает, что его сила и выносливость возросла, что он лучше справляется с ранениями. А вот с душевным равновесием поначалу что-то пошло не так. С одной стороны, он сам попросился в расположение своей бывшей роты, дойдя до примарха. Однако дружбе, защите смертных, сочувствию и состраданию ему нужно учиться заново.
Сюжетка Уриэля переплетается с сюжетными линиями других Ультрамаринов, самая яркая из которых рассказывает о противостоянии сержанта Телиона — легендарного Телиона и знакомого нам по Дамносу некрона Смертоуказчика. Мы встретим старых знакомых: Леарха, который порядком поумнел со времен «Черного сердца», темнокожего адмирала Тиберия, шикарных Механикус — фабрикату Убрике и адепта Комеду. И, конечно же, самого примарха Жиллимана, который снова выступит в привычном амплуа «слуга царю, отец солдатам». И в этой книге будет много о некронах, много боев с некронами, просто много некронов, но при этом им не дадут субъектности. Никому из них не придется озвучить свои цели и стремления. И тем не менее они не лишены выразительности. Это не безликие движущиеся машины без смысла и идеологии, у них есть религия и жертвоприношения. Один из самых сочных эпизодов — Мечи Калта в лапах Свежевателей. По совести, особо умной их тактику в этой сцене не назовешь, будто их военному делу не учили… но над астартес явно взяли верх чувства.
Если кто-то ожидал головоломных приключений и неожиданных сюжетных поворотов, как в «Черном солнце»… ну, адского паровоза тут нет. Вся книга проще и строже. Мне кажется, Макниллу хотелось написать что-то вроде психологической драмы об Уриэле, который переменился, переродился и вынужден сызнова проходить уроки человечности, порассуждать, что она такое — человечность, в чем истинные ценности Ультры как защитников человечества... И он начал это писать, и возвращался к этой теме не раз и не два на протяжении книги, но… но от него требовался боевик в духе старых добрых омнибусов Ультрадесанта. Поэтому в романе, на мой вкус, не очень много психологии, зато очень много боевок с разнообразными видами некронов и массой стеклища, ибо Макнилл не боится убивать своих персонажей. Он это и с главными героями проделывал, а уж с героями второго плана и подавно, только успеешь проникнуться очередным, как бац! — и нет его… Гримдарк, однако. А вот душевной тектоники Уриэля мне лично не хватило. Ее недостаточно, чтобы полностью сделать «Мечи Калта» романом о ценностях и человечности, эта книга так и осталась в первую очередь историей сражений с некронами.
Поэтому «Мечи Калта» понравятся тем, кто ценит богатые и яркие батальные сцены, накал драмы, гибель любимых героев и победы через колоссальное превозмогание. У тех, кому нравится более углубленный психологизм, может остаться ощущение «недодали».