Найти тему
Арт КомодЪ

Так вот ты какой, Шаляпин!.. Обыкновенное чудо

Кустодиевский портрет Шаляпина? Кто ж его не знает?

И я так думала: авторское видение большим художником другого прекрасного человека, человека театрального, эпатирующего, обладателя сочного баса и действующего лица многочисленных легенд. И все. А вот сегодня я увидела эту картину другими глазами.

Борис Кустодиев. Ф.И. Шаляпин
Борис Кустодиев. Ф.И. Шаляпин

А ведь Шаляпин и был такой - на несколько голов выше нас, обывателей. Это его портрет в натуральную величину на картине Кустодиева. Глыба.

Шаляпин не был святым - Боже, упаси. Он был сложным, пытливым и живым. Про таких сегодня говорят self made.

Родился на широких берегах средней Волги у стен Казани в семье писаря и прачки. Очень рано был отдан отцом в чужую семью - в обучение сапожником. Был бит «учителем» нещадно. Сам Федор потом удивлялся, как тот малец жив остался…

С раннего детства видел тяжкий труд простого люда, который жил Волгой-матушкой: такелажники, бурлаки, торговцы… Жил народ под протяжные унылые песни. И песни эти смолкали только под самое утро.

Вся эта человеческая рать каждый месяц, двадцатого числа, упивалась в стельку. Люди менялись на глазах: выли, рыдали, бессмысленно и жестоко дрались, рвали на себе одежду, гонялись с топорами друг за другом… А потом - раз, и двадцать первое: отряхнулись, впрягались и потекло-поехало все «мирно и ладно». Эти превращения пугали Феденьку и завораживали.

И однажды наш пытливый мальчуган попал случайно в балаган. А там кулисы, сцена, костюмы и другая речь и другая жизнь!.. Так Федор и почуял, что есть, есть (!) другая форма жизни. И тяга к этой «другой» форме у него была фантастической силы, нутряной. Судьба его была предрешена. Кем он только не был в тех кочевых «балаганчиках»: монтером сцены, покрасчиком декораций, статистом, танцором в массовках малоросских плясок, певцом!.. Вот - певцом! Так его и заметили. А за плечами у него из «вокальной школы» был только церковный хор.

Так и началось его восхождение к высотам певческого и оперного искусства, превзойти которое невозможно и сегодня. Легенда вокала.

Знаете, сам Станиславский признавался, что свою знаменитую на весь мир систему обучения театральному мастерству он «списал», наблюдая за работой Фёдора Шаляпина над партиями.

***

Шаляпин был очень въедливым. Это сейчас у тебя режиссеры да постановщики. А у Шаляпина был он сам. Сам читал первоисточники, пытался понять психику своего героя. Ему одной истории было мало, он хотел понять, как жил тот человек-прообраз, чем жил, что любил, как ходил. Шаляпину надо было позарез спеть партию и найти сценический облик так, чтобы никто до него так не делал. Ему нравилось удивлять своих товарищей, а потом уже зрителей. У Шаляпина все было «свое».

Афиша Русских сезонов во Франции. Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного
Афиша Русских сезонов во Франции. Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного

И тут прощаешь ему скандалы, его тыканье, противоречивые высказывания и другие непонятные поступки. Он на все имел право - ибо это была его человеческая суть. Он не играл жизнь, он жил, как был. Особливый человек.

Он менялся по мере своего образования и развития. Полюбил роскошь. Устраивая приемы на дому, посыпал обеденный стол пармскими фиалками. Даже видавшие виды были сражены гостеприимством Шаляпиных наповал. Здесь любили есть-пить. На таких вечерах Шаляпин мог петь до утра. Любил «петь до смерти», - сам так и говорил.

Заботился о детях от своих разных браков, устраивал и пристраивал их в жизни. При этом мало кто может вспомнить из его чад, как нежен с ними был отец. Шаляпин жил широко, но не только своей семьей и ее заботами.

На фотографиях он сидит за фортепьяно, играет на контрабасе: это он-то - малец со средней Волги, слободской мальчишка, сын писаря и прачки. Всему обучился сам этот огромный человек, выросший на «Дубинушке». И драгоценные перстни на его женственных руках шли ему, как и роскошные шубы. Такой «чересчур»-человек. Безразмерный.

Его первой супругой стала итальянская балерина Иола Торнаги (была на гастролях в России), прима венецианского «Фениче». Непостижимо. Он - ни слова по-итальянски, она - ни слова по-русски. Перевел признание Шаляпина Иоле в любви Савва Мамонтов.

У пары родился сын Игорь, прима Иола навсегда ушла из театра. Потом родились две дочери. Их первенец же умер в возрасте четырех лет. Горе было страшное… Были еще дети. Шаляпины множились, переезжали с квартиры на квартиру. Счастливое семейство? Так казалось.

Но моногамия, увы, - это не про Шаляпина…

Ф. Шаляпин со второй супругой Марией Петцольд. Капри, 1913 год.
Ф. Шаляпин со второй супругой Марией Петцольд. Капри, 1913 год.

Увлекался, впрочем, Федор Иванович не только прекрасными дамами. Видел и шумно хвалил таланты других. Был изобретательным театральным гримером. Много рисовал, писал красками, лепил. Был убежден, что в нем «умер» неистовый скульптор. И все его многочисленные таланты были лишь обрамлением его удивительного голоса. Шаляпин - это голос, голос целой эпохи.

Он не робел перед сильными мира сего. Встречался с королем Англии. Получал подарки от русского императора. Что ж? Это они искали встречи с этим гигантом.

Талантливый и нежный. Скандалист и мот. Друг. Шутник. Был близко знаком и дружен со многими блестящими музыкантами и художниками-новаторами своего времени.

Как-то на Капри Максим Горький, гуляя с Шаляпиным по парку, посоветовал: «Ни в какие партии не вступай, будь артистом, с тебя этого довольно». Шаляпин так и поступил - без партий была его жизнь. Спасибо, Горький.

***

…Вот это фото просто сразило меня. Гиганты от русских просторов. Сережа (так называл Сергея Васильевича Рахманинова Шаляпин) и Федя. Рахманинов признавался, что любил Шаляпина, «как институтка». Вот смотришь и веришь: Сережа и Федя. Кто ж еще? Большие друзья по жизни, по-настоящему близкие. Исполины.

Эмигранты… Вынужденные эмигранты. Русские. Навсегда русские.

Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. 1910-е
Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. 1910-е

Его любимой партией была партия Бориса Годунова, ему был близок и понятен этот русский царь. Удивительно?! Из воспоминаний К. Коровина о Шаляпине в роли Годунова: «Сегодня, - сказал Шаляпин, - понимаешь ли, я почувствовал, что я в самом деле Борис. Ей-богу! Не с ума ли я сошел? 

- Не знаю, - ответил я. - Но только сходи с ума почаще... Публика была потрясена. Вызовам, крикам и аплодисментам не было конца. Артисты это называют «войти в роль». Но Шаляпин больше, чем входил в роль, - он поистине перевоплощался. В этом была тайна его души, его гения».

Удивительны и органичны и его Мефистофель, его Дон-Кихот, его Иван Грозный, Дон Базилио, меняющийся даже в росте в зависимости от того, кто перед ним… Энциклопедия оперного искусства.

Когда началась Первая Мировая, Шаляпин пожертвовал личные сбережения на два лазарета в Петрограде. Он был щедр, хотя цену копеечке знал хорошо. Денег на ветер «за так» не бросал и считал, что ему не доплачивают за пение. А о «благотворительности» своей не трубил.

Федор Шаляпин (в центре) в лазарете, построенном на его пожертвования (1914 г.)
Федор Шаляпин (в центре) в лазарете, построенном на его пожертвования (1914 г.)

Ф.Шаляпин. Париж, 1928 год.
Ф.Шаляпин. Париж, 1928 год.

Этот год отмечен как год 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина (1873-1938). Год особенный. Ему посвящена прекрасная выставка-аудиоспектакль в Фонтанном доме. С какой любовью здесь собраны (прямо скажем, немногочисленные) экспонаты! Но цены им нет: собраны с любовью, отобраны профессионалами-музейщиками.

Звучит в залах голос Шаляпина. Характерный, сильный, с непередаваемыми драматическими интонациями… Вот выставкой и навеяно. «Царь Федор». Так коротко о Шаляпине и не скажешь. Точно: царь. Царь-бас.

А.Яковлев. Портрет Ф.Шаляпина
А.Яковлев. Портрет Ф.Шаляпина

***

В 1922 году Федор Шаляпин уехал из России в США на гастроли. Это мучительное уезжать или оставаться…

С ним уехала его вторая семья. С тех гастролей он уже не вернулся на родину. Хотя некоторое время он сам считал своей отъезд временным.

Его первая жена итальянка с детьми осталась в России, в нашей стране она прожила 60 лет. Тоже судьба… Шаляпин, впрочем, и эту свою первую семью не забывал - помогал, как мог.

В 1927 его лишили звания и советского гражданства. «Большевистская практика оказалась еще страшнее большевистских теорий».

«<...> Одни говорят, что это кровопийцы; другие говорят, что это бандиты; третьи говорят, что это подкупленные люди, подкупленные для того, чтобы погубить Россию. По совести должен сказать, что, хотя крови пролито много, и жестокости было много, и гибелью, действительно, веяло над нашей родиной, — эти объяснения большевизма кажутся мне лубочными и чрезвычайно поверхностными. Мне кажется, что все это проще и сложнее в одно и то же время. В том соединении глупости и жестокости, Содома и Навуходоносора, каким является советский режим, я вижу нечто подлинно российское. Во всяких видах, формах и степенях — это наше родное уродство». (Ф. Шаляпин, «Маска и душа»)

Вот так, в корень. Знать, понял мальчишкой что-то такое о русской душе, глядя на фантастические превращения по 20-м числам у стен Казани... Въедливый, пытливый, чувствующий кожей. Непознаваемый. Без дураков.

***

Он много пел в «Русской опере» (фр. Opéra russe à Paris; существовала с 1929 по 1934 год). В 1932 году успешно снялся в фильме «Дон Кихот» (немецкий режиссер Георг Пабст). Гастролировал много, семье нужны были деньги. Он создал настоящий, рвущий душу, «театр романса». В его репертуаре было около 400 произведений. Шаляпинский репертуар, как и Шаляпин-человек, - гигантского размера.

Он был настолько широкий, что просто был не способен сделать что-нибудь маленькое. Шаляпин даже пластинку слушал по десять раз за вечер, если нравилось, конечно. И галстуки покупал дюжинами. Ну, и так далее.

Он навсегда остался русским певцом. Иностранного подданства не принял.

В 1938 году Федор Иванович умер в Париже с диагнозом-приговором лейкемия.

Много позднее (в 1984 г.) его сын Борис, тоже Шаляпин, известный художник, добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В конце ХХ века великому русскому басу даже вернули звание народного артиста.

Царь-бас. Царь Федор. Обыкновенное чудо.

©️ Мила Тонбо 2023

***

Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»