«В нашей школе запрещают ставить двойки и оставлять на второй год. Как следствие большой процент провальных ЕГЭ, ведь дети демотивированы и «за глаза» выставленных троек им вполне достаточно. Правильно, зачем стараться если и так нормально…» - так выразился один из посетителей форума преподавателей, где проходило обсуждение результатов экзаменов этого года.
Действительно, нередки случаи, когда в школе не приветствуют выставление «пары» за невыполненное задание, тем более за четверть (триместр), за промежуток, и (упаси Боже) за год. Так, падают общие показатели успеваемости, на их фоне блекнут показатели действительно успешных учеников, школа переходит в раздел ШНОРиков и все катится в тартарары.
А крайние в этом «тотальном отупении» учителя! Ведь, именно они «не смогли найти подход к ученику», и вообще, «двойка ученика – это двойка учителя». Что ж, пусть так, но двойки я ставить не перестану. Объясняю почему!
Я работал в детском доме и работаю общеобразовательной школе. За это время мне довелось повидать немало детей, которые неуспешны в учебе. Я заметил, что в любом классе (группе) среди «обычных» (детей с ОВЗ я не рассматриваю) детей можно выделить два типа неуспевающих:
Не умные. Это дети не пофигисты, не деструктивные. У них нет цели сорвать урок или как-то «насолить» преподавателю. Они, действительно стараются усвоить предметную программу, но не могут в силу того, что это просто не их область. Их неуспеваемость лежит в пределах двух-трех предметов и это нормально.
Как правило, таких детей учитель замечает сразу. Их, не трудно выделить в ходе каких-то оценочных процедур (опросов, актуализаций знаний). Здесь работа над «неуспеванием» идет с обеих сторон, поэтому после множества досдачь и пересдачь ученик получает свою заветную «тройку».
Неразумные. К данному типу относятся дети-дегенераты (это не оскорбление). Для таких учеников размыто понятие субординации, личных границ и уважения. Они позволяют себе срывать уроки, оскорблять учителя и даже допускают рукоприкладство (как в отношении учеников, так и педагогов). Они рассчитывают состояться в жизни за счет каких-либо мутных схем (продажа запрещённых веществ, бизнес-пирамиды и т.д) или откровенно «трешовых» идей, о чем не гнушаются говорить на уроках.
Неуспеваемость «неразумных» учеников никак не зависит от стараний учителя и для нее характерна стихийность (по большинству или всем предметам они в пролете). У них просто нет стремлений получить школьные компетенции, так как они не видят их применения в своей дальнейшей жизни.
Здесь, надо работать с психикой ребенка, его социальным окружением вне школы и родителями. А завышение оценок ради хорошего отчета вышестоящим органам ему (неразумному) никак не поможет. Мало того оно будет способствовать его дальнейшей дегенерации и социальной несостоятельности.
Поэтому «двойка ученика – это не всегда двойка учителя». Неудовлетворительная пара, призвана мотивировать ребёнка к саморефлексии и самообучению. И систематически, возникающие двойки – это тревожный звоночек, о том, что стоит присмотреться к другим сферам деятельности ребенка, а не глушить их странным поговорками, которые к современной системе преподавания не имеют никакого отношения.
Литература:
1. Злоказов К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Педагогическое образование в России. 2016. №5.